ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КУДА И КАК УСТРОИТЬСЯ СОЦИОЛОГУ-ПРИКЛАДНИКУ (ВУЗОВСКИЙ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»)
«Круглый стол» проходил в Институте социологии ГУГН 13 мая 2002 г. Среди 30 участников заседания были: проф. А.И. Кравченко; аспирантка МГУ П. Малышева; старшекурсники Института социологии ГУГН Ю. Гришина, Е. Загорулько, А. Власенко, Т. Резникова; студенты первого курса Института социологии ГУГН (набора 2001 г.)26.
Кравченко А.И.: Сегодня мы рассмотрим проблемы трудоустройства социологов-выпускников, трудности, с которыми им приходится сталкиваться, нанимаясь в опросные фирмы, качества получаемых в вузе знаний, необходимых для проведения эмпирического исследования, состояние и проблемы развития прикладной социологии в современной России.
По статистике факультета социологии МГУ, уже на 3-4 курсе 2/3 социологов не собираются трудиться по специальности. Устрашающая цифра? Однако и в Англии и Америке также 2/3 социологов не работают по специальности. Выполняют самую разную работу — и психологическую и экономическую. Но когда они попадают на позиции менеджеров, то оказывается, что они лучше справляются с такой работой, чем психологи или экономисты.
Сейчас любой работодатель на Западе предпочитает брать на работу не узкого специалиста, а человека, обладающего широким набором знаний по социальным наукам — это и социология, и психология, и антропология, и экономика. Вот о том, как социологу сегодня не попасть в вакуум, как быть востребованным работодателем — мы и поговорим.
Гришина Ю.:Я хочу обратиться к первокурсникам: чем раньше вы начнете, тем лучше будет для вашей карьеры. Прием на работу начинается в основном с 18 лет. Вот как стукнет — так и бегите, ищите. Но поскольку вы еще учитесь, то необходимо искать заработок с неполной, временной занятостью. Если вы хотите получить опыт для своей будущей профессии социолога, то есть смысл начинать с самых низших должностей, которые не требуют особых навыков, но в будущем обязательно пригодятся. Сейчас на рынке труда такого рода работу предоставляют в основном маркетинговые фирмы, они
26 Материалы подготовила Т.П. Резникова.
856
используют социологические методики. Профессии, открытые студентам, — это интервьюер, кодировщик, оператор ввода данных, рекрутер (осуществляет подбор респондентов). Наиболее оплачиваемая работа — рекрутера. По заданным критериям он ищет необходимых для опроса людей (в основном для фокус-групп). Пример: домохозяйка с двумя детьми, с таким-то доходом, возраста 30-35, покупающая масло такое-то и только в супермаркетах.
Кравченко А.И.: Где Вы их ищите, пристаете на улице?
Гришина Ю.: И так тоже. Надо сказать, что главное, чему должен научиться социолог-практик, это уметь приставать к любому человеку. Ведь очень часто людей приходится искать моментально — буквально за сутки. Если учесть, что далеко не все ваши контакты с людьми и уговоры поучаствовать в исследовании завершаются успехом, то времени может не хватить. С опытом у вас появится некий фонд контактов, знакомых, потенциальных респондентов. Вы должны не просто поговорить с человеком, а на всякий случай записать его координаты, имея в виду если не текущее, то будущее исследование. Но учтите: один человек не может попасть на опрос к одной и той же фирме больше двух раз. К тому же оплачивается не приглашение, а факт участия конкретно пришедшего человека. Вот почему вам нужен прочный запас данных.
Кравченко А.И.: А что делает рекрутер, который пригласил этих людей? Он сам их опрашивает?
Врезка
Р. Шафер Социологические карьеры
Основной сферой трудоустройства социологов остается высшая школа. Более 80% остепененных социологов (обладателей степени Ph.D.) находят приложение своим силам в местных колледжах с двухгодичной подготовкой, гуманитарных колледжах (Liberal Arts) и университетах. Они обучают не только будущих социологов, но также будущих врачей, юристов, полицейских, медсестер и т.д.

Дорога к докторской степени для бывшего социолога-выпускника долга и трудна. Она предполагает, что ее соискатель способен к проведению оригинального исследования, а затем написанию по его следам диссертации книжного формата. Обычно на это уходит от 4 до 6 лет, включая написание диссертации. Но и по завершении все-
го процесса вам никто не гарантирует должность профессора социологии. В последние годы снижается спрос на преподавателей, и те, кому улыбались шансы на рынке труда в самом начале восхождения по лестнице высшего образования, могут сильно расстроиться в конце пути. Правда, социологов ждут не только в сфере образования. Вторым крупным сегментом рынка труда для них является правительство. В Бюро переписи населения нужны квалифицированные исследователи и аналитики. А таких агенств, занимающихся решением общественных проблем, очень много. И все они нуждаются в оперативной информации и свежих данных, получаемых из выборочных исследований. Местная администрация, здравоохранение, социальное обеспечение, службы занятости с удовольствием возьмут на работу социологов. В США 21% социологов-бакалавров устраиваются социальными работниками, консультантами и исследователями, а 15% заняты в сфере менеджмента и бизнеса. В целом около 2/3 социологов работают специалистами по прикладным исследованиям в сфере бизнеса и промышленности. Возможности трудоустройства расширяются после получения второго образования или окончания специальных курсов, помогающих социологу хорошо ориентироваться, скажем, в медицине или статистике. Сокращено и адаптировано по источнику: Schae-ferR. Sociology. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1986. P. 23-24.
857
Гришина Ю.: Нет. Для этих целей существует другой специалист — модератор. У него более статусная (так он находится в штате постоянных работников) и более оплачиваемая специальность. Как правило, модераторы имеют психологическое образование. Но если есть опыт работы модератором и вы прошли испытание, то со временем можно попытаться занять эту должность и социологу.
Резникова Т.: Кроме того, модераторы нужны не только в маркетинге и не только на фокус-группах. Они требуются для проведения семинаров и конференций.
Кравченко А. И.: Итак, выстраивается некоторая иерархия прикладников.
Гришина Ю.: Да. Она выглядит приблизительно так: интервьюер — рек-рутер — модератор. Существует также и другая линия карьеры: интервьюер — контролер — бригадир. В этой цепочке не только разная по содержанию работа, иной размер оклада, но иной порядок ответственности. Минимальная — у интервьюера (только перед собой и контролером), максимальная — у бригадира, который отвечает за всех интервьюеров, находящихся в его подчинении. Он отвечает не только морально, но и материально: любая ошибка подчиненного, обман оборачиваются вычетами из его дохода.
Кравченко А.И.: А какие еще возможности открываются перед социологом-прикладником?
ВласенкоА.: Многие молодые люди стараются «откосить» от армии не только до, но и после учебы. Сейчас некоторые НИИ, называвшиеся раньше «почтовыми ящиками» и дающие освобождение от армии на время работы у них в штате, ищут себе кадры. В частности, к нам на социологический факультет пришел запрос на двух юношей. Бывшие бюджетные учреждения, в том числе некогда процветавшие НИИ, долгое время не получали достаточного финансирования. Молодежь стала уходить, обновление кадров прекратилось. Кроме того, многие из них все еще секретные, а это значит, что руководящие кадры нужно воспитывать в своем коллективе. Со стороны обычно никого не приглашают. И когда спустя 10 лет финансирование восстановилось, бывшие отраслевые гиганты столкнулись с межпоколенческим разрывом. Сегодня его срочно потребовалось устранить. Это чисто социальная проблема, а специалистом по их решению, как всем известно, является социолог. Он нужен в самой болевой точке — квалифицированном, грамотном подборе персонала. И, конечно, старые отделы кадров с такой задачей не справляются. И неудивительно: перед ним и в советское время таких проблем никогда не возникало — молодежь к ним приходила в основном по распределению. Кроме того, нужны и другие социологические исследования, например, работа с принятыми в организацию людьми, как рядовыми, так и управленцами. Вновь возникает некогда популярная забота — формирование кадрового резерва, выявление тех, кто сможет в будущем занять руководящие должности, у кого есть задатки лидера. А так как НИИ — закрытые учреждения, то и социологи должны быть свои. Их надо вырастить в коллективе, заказы «на стороне» не принимаются.
Вот когда социолог вспоминает о лекциях и семинарах по социальной психологии. Первое, что от него требуют, это проведение тестирования. Почему-то для подобной деятельности не годится психолог. Видимо, здесь нужен универсал, который может ориентироваться и в макросоциальных ситуациях (например на рынке), и работать с группой. Социологу приходится быть именно «мастером на все руки».
858
Кравченко А.И.: Слушая вас, вот о чем подумал. Кризисное десятилетие и последствия шоковой терапии, по всем данных, уходят в прошлое. Наступает некая стабилизация. От проблем капитала, первоначального ограбления, войны всех со всеми, общество, во всяком случае некоторые его сектора и в первую очередь промышленность, переносят центр внимания на внутриколлективные вопросы и заботу о представителях труда, а не субъектах капитала. В каком-то смысле к нам возвращается доперестроечная стабильность (если здесь применим подобный термин и уместно такого рода сравнение). В похожей ситуации когда-то находились заводские социологи, придумавшие десятки и сотни социальных ноу-хау — от службы «Ваше настроение» до оптимизационных моделей социального управления предприятием. В те времена, и я их хорошо помню, на научных конференциях и даже в кулуарах социологи рассуждали о сокращении текучести кадров и закреплении кадров на предприятии, стабилизации трудового коллектива, борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, расхитителями народного добра, экономии ресурсов, повышении производительности труда. Это, между прочим, показатели здоровой либо выздоравливающей промышленности. В чем-то предлагавшиеся управленческие технологии напоминали тогда японскую систему пожизненного найма. В ходу был слоган: «Одна жизнь — одно предприятие».
Резникова Т.: Можно отметить еще одну проблему, с которой сталкивается уже социолог, окончивший вуз — очень трудно получить работу «без блата», даже если на фирме пройден путь от интервьюера до бригадира. Охотнее берут родственника, который может не иметь не только социологичес-
Врезка
А.Т. Бикбов
Рынок образовательных
и исследовательских услуг
Для студентов социологическое образование служит сегодня не механизмом профессиональной специализации, а «образованием вообще», т.е. способом аккумуляции неспецифического культурного капитала. Косвенным подтверждением тому служит рост конкурса на социологическом факультете МГУ и аспирантуре Института социологии РАН, происходящем в ситуации перепроизводства дипломированных социологов на рынке труда. Студент оказывается незаинтересованным потребителем социологического знания. В свою очередь, логика преподавания, свободная от императива исследования, становится все более консервативной: под академическим подразумевается мемориализация классического наследия.
Между социологическим образованием и рынком социологических услуг образовался разрыв. Рынок исследовательской продукции функционирует прежде всего как рынок опросов, маркетинговых и консультационных услуг, политически формулируемых проектов. Здесь, как и в образовательной сфере, социологическая проблема-
тика подчинена внешним для нее принципам. Этот рынок, отделенный от образовательного и подчиненный прежде всего экономической логике, сильно фрагментирован и не ориентирован на воспроизводство социологии как самостоятельной дисциплины. Он неспособен поставлять образовательной социологии новые объяснитель-

ные схемы, интересные эмпирические данные i исследовательские практики. Речь идет не о полном отсутствии исследование или социологии как таковой, но об отсутствш рынка фундаментальных исследований, т.е. об ласти производства специфически социологи ческих схем, готовых к использованию или мо гущих быть приспособленными к классическо му образованию. Одновременно продолжаете
859
кого, но и вообще никакого образования. Таким образом, в некоторых фирмах все еще работает принцип семейственности.
Гришина Ю.: Согласна, но есть возможность создать свою маркетинговую фирму. Заказов на рынке достаточно много, а «монстры» берутся не за все, требуя огромные гонорары. Например, средняя цена небольшого исследования — 20 тыс. долл., а провести тендер небольшая фирма готова за 7 тыс. долл. Со временем крупная фирма начинает бюрократизироваться. Правда, и в этом случае она гарантирует и обеспечивает на деле высокое качество — ведь она не первый день на рынке. К тому же «монстры» начинали как филиалы западных фирм, многому учась у них. И сегодня они всегда имеют заказы от крупных западных компаний типа «Coca-cola».
Малышева П.: Проводя свое исследование среди фирм, занимающихся маркетинговыми и прикладными социологическими исследованиями, я установила, что основная проблема для них — кадры. Новички обладают хорошими теоретическими знаниями, но не имеют практических навыков полевой работы. «Они даже анкеты в руках не держали», — заявляет руководство опросных фирм. В результате можно говорить о разрыве, если не пропасти, между тем, кого готовят, и тем, кто нужен на самом деле. Правда, выяснилась одна важная деталь. Хотя именно в маркетинговых фирмах остро стоит кадровая проблема и именно они, а не академические институты, сегодня наиболее динамично развиваются, применяя самые прогрессивные социологические технологии, то, что они делают, на мой взгляд нельзя считать социологией. Настоящая наука там, где есть гранты и тендеры. Здесь можно повториться, говоря о возрождении заводской социологии. И не только в НИИ, но и, например, в нефтяном бизнесе.
активная рецепция западных теорий, транслируемых через рынок книжной продукции. Переводческая и издательская деятельность выходит за рамки как образовательной, так и исследовательской сферы, хотя именно здесь сосредоточены основные потребители социологической литературы: исследователи, студенты и преподаватели. Поскольку исследовательский рынок фрагментирован, а образовательный воспроизводит консервативную ориентацию, издательский рынок функционирует в логике производства готового знания: выпускается классика, прежде всего теоретического характера, и учебники. Инвестиции в долгосрочные и рискованные проекты, в неизвестные имена экономически невыгодны. При этом в книгоиздании, ориентированном на воспроизводство теоретической базы социологии, также проявляется консервативный акцент: динамика рынка за два периода (1991-1995 и 1995-1999) по приблизительной оценке соотношения количества переводов и числа новых авторов существенно различаются. Относительно второго периода можно говорить о скрытой стагнации. Дело в том, что с 1991 по 1995 г. на рынок был введен почти весь круг авторов, чьи работы продолжают переводиться и
издаваться сегодня. За последующие четыре года произошло увеличение числа издаваемых работ уже известных авторов, но не введение новых имен. В настоящее время на книгоиздательском рынке происходит эксплуатация круга «великих» имен (недавно к числу «великих» социологов прибавились имена Хабермаса, Бурдье и Лумана). Издательская стратегия, будучи grosso modo консервативной, только укрепляет консервативные тенденции на образовательном рынке.
Поскольку государство остается монопольным центром символического производства, социология сохраняет черты советского периода. Хочу подчеркнуть: речь идет не об отсутствии каких бы то ни было отличий, а о том, что позиция социологии в действующей системе обмена удерживает ее в роли инструмента монополии государства на символическое господство. Социологическое образование воспроизводит не новую социальную позицию (критическую и освободительную, как это виделось в конце 1980-х), а схемы политического здравомыслия. Сокращено и адаптировано по источнику: Бик-бов А.Т. Условия действительности социологического образования в России // http:// cerfsophi.narod.ru/PUBI7TXT/soced.html
ОБО
Резникова Т.: Необходимо отметить еще одну тенденцию — для построения карьеры необходимо иметь «погоны», т.е. хотя бы кандидатскую степень С ними оплата труда резко возрастает. Престижная и весьма привлекательная сфера занятости для социолога — аналитика. Скажем, надо быстро и качественно провести контент-анализ прессы по конкретной проблематике Коммерческие фирмы такую работу ценят все еще невысоко. Она хорошс оплачивается в зарубежных фондах. Однако почти все они имеют свой постоянный штат аналитиков, среди которых не просто специалисты, а высокостатусные личности, например депутаты Госдумы. И это не просто подкармливание депутатов и их помощников. Многие партии подбирают себе i аппарат действительно специалистов. Кстати, некоторые даже создают свог социологические службы, не доверяя чужой информации.
Гришина Ю.: Важно отметить необходимость знания как минимум одного языка (английского), а лучше двух. Обязательно надо владеть пакеток-SPSS. Таков джентльменский набор современного социолога-прикладника Считайте его студенческим минимумом.
Загорулько Е.: Не надо забывать и о возможности преподавательской деятельности. Сейчас она не так высоко оплачивается, но работа творческая А кроме того, график свободный. Есть все возможности для занятия наукой
Резникова Т.: Кроме того, существуют и традиционные жанры, например научная карьера, в частности, в Институте социологии РАН. Конечно, оплата труда ученого сейчас невысокая, но это чрезвычайно интересная деятельность. К тому же она не исключает возможности подработать: время и квалификация для этого всегда будут. Здесь уже говорилось о «грантовой» социологии. Она тоже неплохо кормит людей. Кто-то не вылезает из зарубежны> командировок и свой доход измеряет в долларах. Сейчас именно так и выжи -вает академическая социология. Причем в последнее время активно поддерживаются молодые ученые. А возможности для карьеры здесь немалые, так как постепенно уходит предыдущее поколение социологов, а молодежи мало.
Кравченко А.И.: В заключение я скажу, что у социолога сегодня многс возможностей для карьеры. Страна встает с колен и начинает решать научные проблемы. А это значит, что социологи-прикладники будут востребованы. Выскажу совсем неожиданную мысль: рынок труда для них даже более перспективный, чем для экономистов и юристов.
В конечном счете даже неважно, пойдете вы в академическую сферу илг в прикладную. Важно, что у вас будет в голове, насколько легко вы сможете ориентироваться в изменяющемся обществе. Оглянитесь вокруг себя: высококлассный специалист, будь то гончар или сантехник, устраивается гораздо лучше, чем средних способностей и не очень грамотный юрист.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КУДА И КАК УСТРОИТЬСЯ СОЦИОЛОГУ-ПРИКЛАДНИКУ (ВУЗОВСКИЙ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»)» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Роторно-поршневий двигун
РОЗВИТОК КРЕДИТНИХ ВІДНОСИН В УКРАЇНІ В ПЕРЕХІДНИЙ ПЕРІОД
Загальне визначення лексики
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 934 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП