До недавнего времени должность консультанта была почетной и не особенно денежной. Термин «консультант» часто применяли к отставным дипломатам, руководителям высокого ранга и престарелым профессорам, которые не могли заниматься реальным делом — сочинять научные труды или руководить отделом, а бросать их на произвол судьбы и оставлять жить на одну пенсию было жалко. Однако за очень короткий исторический период, буквально за одну-полторы пятилетки ситуация резко изменилась. Нынешних консультантов не узнать — то ли новое поколение яппи (высокообразованная прослойка молодого поколения, имеющая доход выше среднего), то ли особая разновидность бизнесменов. Сегодня принято считать, что консультант — это очень высокооплачиваемый предприниматель. Приобретение услуг консультанта — дорогостоящее занятие. Некоторые консультанты требуют 100 долл./ч. Другие берут за свои 59 Гончарук В.А. Выбор консультанта // http://www.aup.ru/books/m27/4_4.htm 564
услуги до 1000 долл./день (таковы прежде всего иностранные консультанты). Многие работают на ежемесячной оплате от 1000 долл. до более чем 3000 долл., обслуживая корпорации и предприятия. Стоимость консультационного проекта длительностью около 3 месяцев составляет в России не менее 5 000 долл.60. Стоимость консультационных услуг на Западе колеблется от 500 до 1500 долл. за консультанто-день. В России стоимость услуг консультантов по управлению значительно ниже, но постоянно растет и в скором времени может приблизиться к общемировой. В России консультанты больше предпочитают употреблять термин «общая стоимость консультационного проекта», а не «почасовая оплата». Высокие цены на консультационные услуги объясняются целым рядом причин. Одна из них — большая трудоемкость работы консультанта. Причем следует учесть, что большая часть времени уходит у консультантов на непрерывное повышение своей квалификаци и, потеря квалификации означает для него потерю работы. Консультант должен не только знать последние теоретические разработки в области управления, но и владеть ими на уровне пользователя очень высокого уровня. Следует иметь в виду, что консультирование, как и другие виды услуг, не может существовать отдельно от того, кто предоставляет услугу. Поэтому тиражирование услуги, в отличие ог товаров, практически невозможно. Это также объясняет высокую стоимость консультационных услуг. Цены на консультационные услуги зависят от большого количества факторов, включая сложность задания, квалификацию консультантов, форму предоставления консультационных услуг, интенсивность труда61, колебания спроса и предложения и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦЕНЫ НА КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»