Активная профессионализация социальных работников началась после Второй мировой войны. Сегодня в круг их обязанностей входит широкий спектр заботы об эмоциональном, психологическом, физическом, социальном и даже экономическом благополучии различных слоев населения, в наибольшей мере подверженных депривации и разного рода ущемлению прав. Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают программы по социальной работе (бакалавр по социальной работе обучается 4 года; магистр, доктор по социальной работе — еще 2 года). Обучение предполагает разнообразные занятия в аудитории и практику в социальной службе под наблюдением преподавателей. Но образование не считается законченным даже 492 при получении ученой степени — после окончания вуза требуется глубокая практика и обучение на дополнительных специализированных курсах. Ведущая профессиональная лига социальных работников в США — Национальная ассоциация работников социального обеспечения насчитывает около 100 тыс. членов, в основном это магистры, бакалавры и доктора. Звание социальных работников получили всего 200 тыс. американцев, кроме них еще 450 тыс. человек называют себя социальными работниками. Из общего числа более 60% заняты непосредственным оказанием социальных услуг, 20% трудятся администраторами, 7% — контролерами, 6% — педагогами и воспитателями. С 1970-х гг. в США действует шестиуровневая шкала квалификации. Два класса относятся к допрофессиональной подготовке: помощник по социальной работе (диплом средней школы), специалист системы социального обслуживания (незаконченное высшее образование). Они не принимают самостоятельных решений, собирают текущую информацию, ведут прием клиентов, выполняют отдельные поручения, осуществляют уход за детьми и другие простейшие процедуры. На профессиональном уровне выделены 4 класса: бакалавр, магистр, доктор без стажа, доктор с практическим стажем работы. Вузовский диплом открывает дорогу для сложной, творческой деятельности , связанной с самостоятельной работой с клиентами, администри -рованием, преподаванием и занятиями наукой. До 1974 г. первой профессиональной степенью считалась магистерская. Но, в связи с повышением уровня обучения бакалавра ситуация изменилась. В целом по стране сформировалась стройная система непрерывного образования, включающая очное и заочное обучение, университетские и неуниверситетские курсы повышения квалификации для работников всех степеней и уровней, самообразование, консультации, мастерские, конференции и симпозиумы. Образование по социальной работе может быть первым и единственным, а может быть вторым, дополнительным. Совмещение разнопрофильных образований сегодня широко распространено и приносит пользу социальной работе. Самаже она все более специализируется, в ней возникают новые более узкие направления. Она вторгается в соседние области знания и ищет с ними кооперации. Последняя тенденция — объединение усилий факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, менеджмента, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, медицины и др. В нашей стране должность социальных работников официально учреждена только в 1991 г. по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РФ. Квалификационный справочник пополнился новой профессией. В экспериментальном порядке к подготовке подключилось 31 учебное заведение. Вопрос о профессиональной подготовке социальных работников курирует Министерство социального обеспечения. Для координации научной и учебной деятельности создан Российский государственный социальный институт (Москва). Подготовка социальных работников развернулась и на социологических факультетах. Ныне социальная работа — вполне оформившаяся сфера потребления услуг социологов. На рынке труда здесь уже достаточно тесно, специалисты отмечают большую конкуренцию. Выделился куст вузов, и немало, которые готовят специалистов этого профиля. Представители государственных и муниципальных служб социальной защиты заказывают вузовским факультетам социологии подготовку специалистов; специалисты нужны так- 493 же учебным заведениям, предприятиям, социально-реабилитационным службам, центрам социального обслуживания населения. Эксперты, в частности, зав. отделением социальной работы факультета социологии СПбГУ проф. В.Н. Келасьев, уверены, что удельный вес приложения сил социологов, специализирующихся по социальной работе, будет возрастать8.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»