ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Социальное планирование и социальное управление являются двумя формами, методами или средствами социального развития трудового коллектива. Социальное развитие можно трактовать как переход от менее зрелого уровня и состояния социальных отношений к более зрелому, как прогрессивный сдвиг в поступательном движении социальной организации трудовой деятельности людей.
Между социальным управлением и социальным планированием много сходного, но первое является более общим понятием и включает второе как свой элемент (подсистему). Точно также термин «управление» надо рассматривать шире, чем термин «планирование». Первый охватывает всю живую и весьма противоречивую ткань человеческих взаимоотношений, поведения, потребностей. Планирование же затрагивает только одну группу факторов, которые косвенно влияют на это поведение, — материальные условия. Планируют не отношения,
24 Вопросы философии, 1980. № П. С. 53.
410
а именно условия. В связи с этим основным инструментом социального управления можно считать Программу социального развития.
Если остановиться на самом общем определении социального планирования, то нужно сказать о нем как о специфической форме государственного и общенародного управления развитием социальных групп и общностей людей. С одной стороны, план социального развития — это инструмент реализации целей и задач, намеченных в социальной политике компартии, с другой — это форма привлечения трудящихся к управлению, развитие инициативы, самостоятельности, творческого подхода к делу. Считалось, что в нем находит свое практическое воплощение принцип демократического централизма. На языке советской социологии это звучало так: общественно значимые цели трудовой деятельности сливаются с личным ее содержанием, коллективные задачи не противоречат индивидуальным интересам и потребностям.
Термин «социальное планирование», сойдя со страниц специальных изданий, прочно вошел в разговорную речь приблизительно в середине 70-х гг. К этому времени техпромфинплан перестал служить единственной формой планирования на предприятии. С середины 70-х гг. не только социологи, но и хозяйственники (директора, главные инженеры, кадровики) уже думали и говорили о планировании экономического и социального развития страны в целом, крупных регионов и городов, отраслей и предприятий, колхозов и совхозов. Возникла даже особая разновидность — индивидуальный план. Таким образом, в орбиту планирования вовлечены все уровни социальной организации общества, от государства до отдельного человека.
Об этапах и уровне развития социального планирования в СССР между специалистами не было единого мнения. Так, Н.И. Лапин и др. считали, что к началу 70-х гг. уже закончилась «экспериментальная» стадия планирования социального развития и разработка единой методологической основы позволила перейти к новой стадии — «стадии повсеместного распространения»25. Однако, по мнению Ж.Т. Тощенко, социальное планирование в трудовых коллективах даже в начале 80-х гг. «во многом носит характер социального эксперимента» и потому «нуждается в значительной степени в проверке и уточнении»26. Но как бы сильно не различались подходы социологов к периодизации практики социального планирования, их мнения о необходимости дальнейшей и более глубокой разработки теории сходятся.
В 60—80-е гг. в стране проводятся теоретические и эмпирические исследования по самому широкому кругу проблем, связанных с планированием трудовых процессов. Социальное планирование постепенно распространилось на все уровни и сферы народного хозяйства. Социологические службы в промышленности формировались под конкретную задачу — прежде всего для обеспечения профессионального уровня социального планирования в трудовых коллективах. Поэтому история становления прикладных социологических исследований в сфере труда — это во многом история развития не только практики социального планирования, но его теоретического фундамента и методического обеспечения. Основные теоретические результаты социального планирования изложены в работах Н.А. Аитова, Ю.Н. Барышникова, Ю.Е. Волкова,
апин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М.: По-х литиздат, 1975. Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. С. 250.
411
В.И. Герчикова, Д.А. Керимова, В.Э. Кунельского, Н.И. Лапина, П.П. Луза-на, Л.А. Олесневича, А. Пашкова, В.Р. Полозова, М.Н. Руткевича, Ж.Т. То-щенко, З.И. Файнбурга, С.Ф. Фролова. В методических рекомендациях по социальному планированию, как правило, определялись следующие направления: совершенствование квалификационной и профессиональной структуры предприятия или отрасли, улучшение условий труда и охраны здоровья, совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий, воспитание и развитие социальной активности работников, включая участие в управлении коллективом.
В 1970-е гг. во многих регионах страны переходили от социального планирования развития отдельных предприятий, строек, хозяйственных объединений, колхозов и совхозов к социальному планированию развития городов, областей и краев. Особенно успешно эта работа была развернута в Ленинграде и Ленинградской области, в Москве, Минске, Свердловске — здесь уже составлялись комплексные планы экономического и социального развития. Однако социальная сторона этих планов все еще продолжала оставаться крайне общей, абстрактной, часто в таких планах отсутствовали показатели социальной деятельности человека, его интересов и потребностей, его отношения к социальным явлениям и процессам развития общества27.
Многие специалисты по социальному планированию основной целью выдвигали всестороннее развитие личности. В этом они видели отличие социального планирования от экономического. Тем самым в одних случаях намеренно, а в других — невольно провозглашался тезис о принципиальном расхождении целевых установок экономики и социальной сферы28.
К середине 80-х гг. социальное планирование достигло достаточно высокой степени научной зрелости, хотя и не по всем параметрам оно вышло на уровень современных требований. В частности, изучен ряд закономерностей протекания социальных процессов, разработаны эффективные методы и средства их регулирования. Речь идет о долгосрочном планировании и социальном прогнозировании, внедрении программно-целевых методов, социальном проектировании и нормировании. Укрепилась организационная и методологическая база разработки комплексных планов на предприятиях. По инициативе ВЦСПС, Госплана и Госкомтруда СССР создана неоднократно переиздававшаяся общесоюзная методика по составлению плана социального развития трудового коллектива29.
Получается, что если на время прекратить разработку новых методов, и опираться только на уже достигнутые, то и в этом случае можно существенно улучшить положение дел, укрепив нормативно-правовую и организационную базу социального планирования, шире распространив накопленный опыт. Например, хорошо себя зарекомендовали такие формы планирования, как система стабилизации трудового коллектива, составление карты здоро-
Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968—1978 годы)// Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах. СПб: РХГУ, 1999. С. 336.
28 Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1993. С. 80-81.
29 Планирование социального развития коллектива предприятия: Метод, рекомендации / Ред. коллегия: Д.А. Керимов (гл. ред.), А.Н. Коган, В.Д. Полозов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1980.
412
вья коллектива, заводские службы здоровья, лечебные комбинаты и профи лактории, социологические службы «Ваше настроение» и т.д.
После кризисного периода начала и середины 1990-х гг. наука управлени: в России вновь возвращается к тем идеям, которые высказывались, развива лись и воплощались в жизнь поколением заводских социологов 70—80-х гг. I частности, востребованной оказалась идея социального развития трудовой коллектива, только сегодня это называется социальным развитием персонал;
в рамках рыночного менеджмента.
Ныне специалисты по менеджмент уверены в том, что главным в управленш персоналом выступает развитие социалъ ной среды организации. Эту среду образус сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников. Социальное развитие должно направляться в первую очередь на:
♦ совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательногои культурно-технического уровня;
♦ улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условийработы, охраны труда и обеспечение безопасности работников;
♦ стимулирование средствами как материального вознаграждения, так инравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
♦ создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
♦ обеспечение социального страхования работников, соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав;
♦ рост жизненного уровня работников и членов их семей.
Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка і управління кредитним ризиком
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Операції по залученню вкладів і депозитів. Міжбанківський кредит
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
Аналогові стільникові мережі


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 963 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП