Методы эмпирического исследования в социологии, а их всего четыре разновидности (опросы, наблюдение, анализ документов и эксперимент), непропорционально делятся на две группы — опросные и неопросные. К опросным методам относятся только анкетирование и интервью, к неопросным — наблюдение, анализ документов, эксперимент. Методы эмпирического исследования разделяются по способу их проведения: 1. Опросы Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное. Анкетные опросы: экспресс -опрос, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные. 2. Анализ документов: качественный или количественный (контент-анализ). 3. Наблюдение: включенное или невключенное, форматизованное илинеформатизованное. 4. Эксперимент: истинные эксперименты, квази-эксперименты, натурныеэксперименты, натуралистические эксперименты. В табл. 4 приводится типология методов эмпирического исследования. Таблица 4 Типология методов исследования по числу опрошенных и степени вовлеченности социолога42
К неопросным относятся и так называемые аппаратные методы регистрации реакций людей, например, при тестировании. Один из них —- метод 42 Модифицировано по: Worsley P. Introducing Sociology. L.: Penguin, 1977. P. 89. 128 регистрации зрительской реакции в момент просмотра (прослушивания рекламы, передач, иных видео-аудио фрагментов с помощью ручных пультов. Пульт используется для фиксирования оценок каких-либо параметрог в процессе просмотра или прослушивания. Хотя численно вторые преобладают, однако основной массив информации, от 50 до 75% — социологи получают именно за счет первых. Выделяют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формь последнего: почтовый опрос, опрос через газету. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когдг интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведение оно может быть прямыми или опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника информации различают опросы массовые \ специализированные (или экспертные). В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических религиозных, профессиональных), во втором случае — главный источни* информации — компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Участников массовых опросов называют респондентами. Сложность и качество проведения опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которы> реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и др. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, в котором она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и по возможности нивелируют вероятное искажение информации. Все разновидности вопросов трудно даже перечислить, еще труднее описать то, как они работают. Над этой проблемой работают профессионалы-методисты, которые отрабатывают технику постановки вопросов, сбора и анализа данных, математической обработки и эмпирической интерпретации ответов в специально для таких целей поставленных экспериментах. Их именуют, в отличие от исследовательских, призванных познавать закономерности поведения реальных людей, методическими экспериментами, которые показывают особенности поведения инструмента. Например, не всегда ясно, 129 на какой вопрос — закрытый или открытый — респонденты лучше реагируют и дают более достоверную информацию. У каждого метода исследования есть свои достоинства и недостатки, область распространения и область ограничения, круг решаемых вопросов и предмет изучения. В табл. 5 приводятся данные, характеризующие достоинства и недостатки трех часто используемых методов опроса. Таблица 5 Достоинства и недостатки трех опросных методов43
Метод Достоинства Недостатки По почте Может проводиться малой группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы иллюстрации. Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность уточнить вопросы. Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на открытые вопросы.
По телефону Низкая стоимость. Полевые исследования могутбытьзавершеныдо-статочно быстро. Пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующихвопро-сы отношений. Централизованный контроль. Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации. Трудно поддерживать интерес более 15-20 минут. Трудно задавать сложные вопросы. Личное интервью Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность приковывать внимание респондента в течение долгого времени. Возможность слушать живую речь. Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера на респондентов. Интервью может быть прервано. Требуется большая команда интервьюеров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРОСНЫЕ И НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»