Раньше «количественный» и «качественный» методологические подходы рассматривались как противоположности. На самом же деле, как считают Ю.Н. Толстова и Е.В. Масленников, логика исследования в двух случаях довольно сходная. «Различие состоит в выборе конструктов и, как следствие, — методов. В основе такого выбора лежит специфика предмета исследования»35. Сегодня всеми социологами признанно, что качественная и ко- Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 103. 68 личественная методологии соотносятся между собой по принципу дополни тельности36. От идеологии войны научное сообщество перешло к проповед> мира. Но стали ли мы глубже понимать проблему соотношения двух разны? стратегий? Большинство специалистов забывают, что из принципа дополнительности автоматически следует принцип неопределенности, гласящий, что HV одна из двух картин мира или методологий не в состоянии дать полную абсолютную истину отражаемой реальности. В физике также появляетс> принцип неопределенности Гейзенберга. Он сообщает, что даже самым мощным на свете электронным микроскопом, дающим 40000-кратное увеличение, нельзя точно измерить координату и импульс частицы — либо одно, либс другое, но не оба вместе. Количественная методология дает достаточно точную картину статистического распределения признаков, т.е. картину большой социальной группы. Но она почти ничего не может сказать об отдельном индивиде. Качественная методология дает точное изображение внутреннего мира и поведения отдельного человека, но не способна дать точную картину социальное группы в целом. Изображая мир с известной степенью неопределенности пли вероятности, т.е. в меру искажая картину бытия, две перспективы способны жить только в дружбе — они дополнительны. Эту идею сформулировал Н. Бор и назвал ее принципом дополнительности, который можно рассматривать как обобщение соотношений неопределенности Гейзенберга. Мы можем измерить либо координаты, либо импульсы, но не координаты и импульсы одновременно. Физическое содержание системы не исчерпывается каким-либо одним теоретическим языком, посредством которого можно было бы выразить переменные, способные принимать вполне определенные значения. Различные языки и точки зрения на систему могут оказаться дополнительными. Все они связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному-единственному описанию. Неустранимая множественность точек зрения на одну и ту же реальность означает невозможность существования некой надстоящей или возвышающейся над всеми точки зрения, с которой открывается единственно правильный вид на реальность. Взаимо-дополнительны не только разные процедуры измерения, но и разные языки, на которых они записываются — в нашем случае качественный и количественный. Таким образом, качественные и количественные методы одновременно: а) противоположны и б) взаимодополнительны. Эта ситуация напоминает измерение в квантовой механике: для того чтобы изучить элементарную частицу, имеющую двойственную природу, физику необходимо применить два противоположных метода. Один изучает ее как волну, другой как частицу. В современной социологии и в современной физике, отказавшейся от жестко детерминированной ньютонозской картины мира и перешедшей к вероятностному квантово-механическому описанию реальности, складывается одинаковая ситуация. Применение одного метода в один и тот же мо- 36 Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») // Социология 4М. 1995. № 5-6. С. 5-15. 69 мент времени исключает использование другого, если он нацелен на измерение тех же параметров. Но оба метода прекрасно уживаются вместе, если они по-разному измеряют один объект, подходят к нему с разных сторон, дают разные проекции на плоскость. Как и в квантовой механике для того чтобы изучить элементарную частицу, имеющую двойственную природу, ученому необходимо применить два противоположных метода. Один изучает элементарную частицу как волну, другой — как корпускулу.
Рис. 18 . Дополнительность качественных и количественных методов Первым идею дополнительности двух методологий высказал М. Вебер. Эта идея возникла еще в конце XIX в., когда обсуждался вопрос о том, какой быть социологии — идеографической или номотетической наукой. Сторонников двух противоположных точек зрения примирил М. Вебер, провозгласивший, что для будущего социологии выгоден их союз, а не противоборство. И сегодня многие социологи считают их союз неизбежным. На рис. 18. видно, что с помощью качественного метода социолог изучает один случай на всю его глубину — от буквы А до буквы М. Каждая буква обозначает одно уникальное событие в жизни данного человека или сообщества. Например, биографический метод призван выяснить хронологическую последовательность социально значимых событий в жизни одного человека, содержание и уникальность этих событий. Такими событиями могут быть: социальное происхождение (в какой семье родился интервьюируемый), имянаречение, крещение, социализация и влияние семейных традиций на воспитание, школьные годы, выбор профессии и т.д. Каждое событие на нашем рисунке обозначается одной буквой. События, как и буквы выстроены в вертикальном порядке — так соблюдается принцип иерархии. 70 Предположим, что на втором этапе социолог задумал перейти от качественного метода к количественному. Что он должен делать? Он выясняет то, насколько типичны два или три события в жизни людей одного и того же поколения или разных поколений. Например, все ли проходят через обряд крещения или имянаречения, все ли люди, попавшие в выборочную совокупность, проходили через школу и как у них складывался процесс выбора профессии. Социолог выбирает одно событие, скажем D, и тиражирует его на всю выборочную совокупность. Его интересует не вертикальный ряд, а горизонтальный — типичность данного события на выборочной совокупности, включающей 100, 300 или 1000 уникальных жизненных судеб. В качественной методологии человека, у которого выясняют все подробности жизни в многочасовой беседе или за которым наблюдают в течение многих дней, недель, месяцев или даже лет, трудно назвать респондентом. Это интервьюируемый, наблюдаемый или информатор (информант). А вот в обычном социологическом опросе, где снимается моментальная статистическая информация, социолог не углубляется в личные подробности, но в короткое время снимает нужную информацию, речь идет именно о респонденте. Респондент — это объект приложения статистического опроса, количественного метода. Интервьюируемый (наблюдаемый) — объект применения качественного метода. Цель количественного метода — подготовить как можно меньше вопросов и опросить как можно больше людей. Цель качественного метода — подготовить как можно больше вопросов и опросить как можно меньше людей. В количественном методе используются простые и стандартные вопросы, в качественном методе, наоборот, — сложные и нестандартные. В количественной методологии нельзя менять стратегию, задавать дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, каким-либо образом влиять на респондента. В качественной методологии стратегия и тактика постоянно меняются по ходу интервью, задаются новые вопросы, не предусмотренные программой, а сама программа набрасывается контурно — лишь в самых общих чертах. Здесь успех мероприятия зависит от личности исследователя: как он смог завоевать доверие интервьюируемого, расположить к откровенной беседе и т.д. Вот что скрывается за теми наукообразными фразами, при помощи которых в учебной и монографической литературе описывают различие и сходство качественных и количественных методов. К примеру, следующий фрагмент из научной работы: «В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом37. Носителями их могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи и предметы, и прочее. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации — текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий сам носитель данных, в то время как количественные данные указывают на масштаб, объем, интенсивность тех характеристик явления, которые выражены в качественных данных. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, 37 Tesch R. Qualitative Research Analysis Types and Software Tools. New York, Philadelphia, London: The Falmer Press, 1990. P. 95. 71 насколько оно часто случается или насколько интенсивно оно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет, количественные — показывают, насколько сильно этот предмет исследования проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно заметить, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие — на оценку значимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что качественные исследования (исследования, основанные на качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования — с ее верификацией»38. Распространенный прием обучения американских, а теперь уже и российских, студентов, а именно социальная автобиография, служит прекрасных примером взаимной дополнительности двух противоположных методологий — качественной и количественной. В самом деле, от человека, конструирующего свою социальную автобиографию, требуются две удивительные способности: 1) описать логику неповторимых, присущих только этому человеку событий, выстроить в хронологической последовательности жизненно важные события (в какой семье родился, как проходила социализация, какие события, происходившие в жизни родителей, повлияли на жизнь студента, и т.п.); 2) обнаружить «социальный вес» каждого описанного события, его типичность, пересечение с судьбами других людей и общества в целом. Если, например, в 1992 г. ваш отец оказался безработным, в результате чего снизился материальный уровень и пришлось переехать в другую, более дешевую квартиру, сменив район проживания и школу, то каждое из таких жизненно (или лично) важных событий необходимо пропустить — по горизонтали — через социальную статистику и установить: сколько безработных было в тот год, является ли судьба вашего отца типичной, была ли это структурная перестройка или он оказался жертвой сокращения целой отрасли, а может быть безработица являлась фрикционной, регулярно происходящей в любом обществе, и т.д. Умение пропустить личные невзгоды сквозь призму общественных проблем — обязательный атрибут социологического мышления (рис. 19). Не научившись увязывать два круга событий — личные и общественные, — вообще не стоит связывать свою судьбу с социологией как строгой и вместе с тем уникальной наукой. Таким образом, принцип дополнительности уникального и типичного лежит в основании социологического мышления. Или выразимся еще точнее — в основании мышления профессионального социолога, в основании социологии как особого рода профессиональной деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ДВУХ МЕТОДОЛОГИЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»