Нормы позитивного права, в силу их относительного характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы абсолютные нормативные основания, соотносящиеся с глубинными структурами человеческой психики, с потребностью людей в общепризнанном трансцендентном авторитете. В силу недостаточности одного лишь юридического, полицейского контроля священник, грозящий «адом» реальным и потенциальным грешникам, дополнял институты полиции и тюрьмы. Дальновидные законодатели не отвергают Бога, видя в нем помощника, контролирующего соблюдение социальных норм посредством угрозы сверхчувственными, посмертными карами. Умные политики тоже уважают религию, даже если сами не верят в Бога. Те государства, где отвергается религия, сами выбивают у своих народов из-под ног одну из главных опор морали, а значит и права. Оторванное от религии право целиком становится относительным и условным. Атеистически ориентированные индивиды и группы принимают законы, если признают их целесообразными и выгодными для себя. Но они же с легкостью их отвергают, если не видят в них пользы. Религия вносит в право элементы абсолютности и непреложности, позволяет интегрировать его нормы и принципы в единое целое. Она же вводит в споры между различными правовыми доктринами и системами высшего третейского судью — Бога.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социокультурные основания нормативной регуляции» з дисципліни «Історія західної соціології»