Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — русский правовед, философ, социолог права. Родился в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета. Проходил стажировку в университетах Германии и Франции. Был учеником П. И. Новгородце-ва. Значительное влияние на формирование его мировоззрения и научно-теоретической позиции оказали идеи естественного права, принципы неокантианства и феноменологии. В 1911 г. защитил магистерскую диссерта- •338
цию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов». Встретил октябрьский переворот 1917 г. экстраординарным профессором кафедры философии права Московского университета. Гражданская война заставила его эмигрировать из России. В Европе он становится приверженцем идей «евразийства», одним из авторитетных лидеров этого интеллектуального направления. Занимает должности профессора Русского университета в Праге, затем Русских юридических курсов в Сорбонне. Последние годы жизни провел в Швейцарии. Основные работы: «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» (1912); «Введение в изучение права» (1918); «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» (1919); «Общее учение о праве» (1919); «Основы философии права» (1924). Алексеев рассматривал социальные отношения не как однообразный конгломерат связей, но как ряд отдельных взаимопроникающих и взаимообусловленных сфер, составляющих перекрещивающуюся систему межсубъектных взаимодействий. Общество выглядит у него состоящим из трех основных стихий отношений: 1) механическая стихия, то есть общественное целое в его подчиненности физическим законам и фактору вероятности; 2) витальная стихия — сфера действия общего жизненного порыва с его первоначальными эмоциями любви и ненависти, симпатии и антипатии. Здесь действуют те же зачаточные нравственные силы, что и среди животных, еще не обретшие самостоятельного значения; 3) духовная стихия — мир ценностей, святынь, идеалов, совершенствования личности и учреждений. Право относится к этой третьей сфере и выступает как необходимая ступень развития идеи духовности, как один из моментов духовного отношения к миру. Существуют два исторически сложившихся пути изучения права. На первом из них люди изучают то, что считается правом, а на втором изучается уже право само по себе. Считая второй путь более предпочтительным, Алексеев полагал, что теоретическому сознанию необходима познавательная сосредоточенность на предмете в надежде • 339 •
выявить в нем безусловные элементы и связи. Это стремление вывело ученого на позиции феноменологии. Алексеев выдвинул ряд положений, которые в определенной степени предваряли концепцию будущей синергетики. Так, он полагал, что понятие хаоса несет в себе не только отрицательное содержание, что к нему вполне приложимо понятие ценности. Сам не будучи самодовлеющей ценностью, хаос, однако, является путем, через который необходимо пройти, чтобы выйти к ценностям высшего рода. Боязнь хаоса — это свидетельство духовной ограниченности и слепоты. В хаосе присутствует неопределенная полнота будущих возможностей, и в этом его ценность
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Н. Н. Алексеев» з дисципліни «Історія західної соціології»