Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них. 1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содержание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттесненное в область бессознательного, где оно оформляется • 295 •
в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наиболее важен для понимания природы различий между нормативным и анормативным поведением. Это своеобразный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение человека к запретному, преступному. Традиционное религиозное сознание издавна приравнивало его действие к дьявольскому наваждению. В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В результате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадаптивная психопатическая, безответственная личность, наделенная острой интуицией беспризорника или крысы». Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошеломляющих масштабах. То обстоятельство, что большинству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, однако, находит способ обратить яд в противоядие: он призывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опасность для себя и научиться бороться против нее. Цивилизованный человек должен уметь направлять собственную разрушительную агрессивность внутрь своей же психики, на борьбу со своей «тенью».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды архетипов» з дисципліни «Історія західної соціології»