Вебер ввел в социологию понятие идеального типа как теоретической модели распространенного социального явления, интересующего исследователей. Образуясь в результате абстрагирования социологического сознания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логически возможного». Идеальный тип возникает в результате целенаправленных усилий исследовательского мышления, создающего из пестрого хаоса социальных фактов логически стройный концептуальный «микрокосм». В зависимости от степени аутентичности и эвристичнос-ти, идеальные типы могут либо напоминать бэконов-ские «призраки» и скорее препятствовать, чем способствовать успешному познанию, либо же успешно функционировать в познавательной практике на протяжении длительного времени. В основе огромного разнообразия теорий, касающихся одного и того же объекта, например, государства, права, свободы, лежат различные по степени продуктивности идеально-типические модели этих социокультурных форм.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Категория идеального типа» з дисципліни «Історія західної соціології»