Исходная посылка социальной теории Маркса отдаленно напоминает евангельский тезис «мир лежит во зле» и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Отсюда следовал решительный практический вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикальных революционных средств. Человечеству потребовалось миновать три общественно-экономические формации — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения несправедливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Установив в ходе революции собственную диктатуру, он начнет продвигаться к бесклассовому обществу — комму- 192»
низму. Рассуждая в этих терминах о социально-истори-чгском процессе, Маркс фиксировал в основном его внешнюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, революциях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользала из ноля его зрения. В тех же случаях, когда все же заходила речь об явлениях культуры, то его рассуждения ограничивались указаниями на их социально-экономическую детерминированность. Таким образом, для Маркса всемирно-исторический процесс представлял собой историю человеческой социальности, но не человеческой духовности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная история» з дисципліни «Історія західної соціології»