Беккариа опирается на несколько исходных антропологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно и сознательно. Во-вторых, человеку свойственно стремиться к удовольствиям и избегать неприятностей, поэтому должны существовать наказания, предостерегающие людей от недопустимых методов • 162*
и средств получения удовольствий. Труд Беккариа содержал, наряду с общими принципами, конкретные предложения по реформированию и гуманизации системы судопроизводства: 1) уголовные законы должны быть широко обнародованы, доведены до сведения каждого гражданина, что послужит делу предупреждения преступлений; 2) поскольку цель наказаний состоит не в социальной мести, а в удержании людей от преступлений, то смертную казнь следует отменить; 3) тайные доносы и пытки должны быть исключены из процесса судопроизводства; 4) следует существенно улучшить содержание осужденных в тюрьмах; 5) судьи обязаны соблюдать принципы законности. Сочинение Беккариа всколыхнуло общественное мнение. Его реформаторские идеи комментировали Вольтер, Гельвеции и другие философы. Под их влиянием король Пруссии Фридрих Великий издал новый уголовный кодекс с существенно смягченными наказаниями. Австрийский император Иосиф II запретил пыточное следствие. Герцог Тосканы Леопольд отменил смертную казнь. Книга привлекла внимание Екатерины II, и русская царица пригласила Беккариа приехать в Петербург. И хотя с точки зрения высокой метафизики отвлеченные рассуждения итальянского мыслителя выглядят достаточно тривиальными, его несомненная заслуга состояла в том, что он одним из первых в Европе нового времени обнародовал мысли о необходимости гуманного отношения к людям, совершившим преступления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антропосоциология наказаний» з дисципліни «Історія західної соціології»