Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, предлагаемая им политическим деятелям, стремящимся со- • 132*
здать крупное государство. Согласно концепции Макиавелли, человек, обладая разумом и волей, может действовать сообразно обстоятельствам и быть удачлив в делах. Автор «Государя» настойчиво проводит мысль о деятельной, трансгрессивной природе человека, утверждая, что активность для людей предпочтительнее бездеятельности, а смелость важнее осторожности. Лидер большого масштаба, обладающий навыками ведения искусных политических игр, должен уметь ради достижения своих целей пользоваться всем арсеналом доступных ему средств, как морально-правовых, так и имморально-неправовых. Его не должна смущать необходимость использования лжи, интриг, коварства, поскольку это лишь средства, которые по своему ценностному статусу не идут ни в какое сравнение со значимостью поставленной цели. Государь может пользоваться законными, правовыми методами. Но для успешного достижения поставленных целей у него всегда должен быть в запасе еще один способ действия, который Макиавелли называет насильственным или «-зверским». Сам политик при этом должен уметь менять маски и играть требуемые обстоятельствами роли либо благонравного стратега, либо беспощадного тирана. Подобное двуличие простительно лишь политику-патриоту, радеющему об общественном благе и стремящемуся к созданию могучего централизованного государства. Современники Макиавелли ясно видели связь между его Государем и сыном папы римского Александра VI Цезарем Борджиа. Герцог Валентино, обладая военными и политическими талантами, мечтал создать в центральной Италии мощное государство, на основе которого можно было бы впоследствии объединить всю нацию. Но ему не удалось выполнить эту миссию. Чудовищный аморализм и преступные наклонности, помогавшие ему в достижении военно-политических целей, обернулись в итоге против него. Задумав вместе с отцом отравить нескольких кардиналов, они пригласили тех в гости. Но из-за ошибки слуги отравленное вино оказалось в бокалах самих отравителей. В итоге Александр VI умер сразу, а Цезарь Борджиа несколько позже.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Государь» — очерк политической социологии» з дисципліни «Історія західної соціології»