Итак, в ходе социализации индивиды усваивают различные нормы, которыми им приходится непрерывно руководствоваться в своем взаимодействии с другими людьми. Мы говорили в предыдущей главе о том, что совокупность таких норм, регулирующих социальные отношения и непосредственное общение в той или иной сфере жизнедеятельности, образует тот или иной социальный институт. Можно было бы сослаться на такое авторитетное и "энциклопедическое" определение этого понятия: " Социальные институты обычно воспринимаются как фокусные точки социальных организаций, общие для всех обществ и имеющие дело с базовыми универсальными проблемами упорядоченной социальной жизни. Акцент делается на трех базовых аспектах институтов. Во-первых, на паттернах поведения, регулируемых институтами (" институционализированных" ), имеющими дело с какими-то вечными, базовыми проблемами любого общества. Во-вторых, институты включают в себя регуляцию поведения индивидов в обществе в соответствии с какими-то определенными, длительными и организованными паттернами. Наконец, эти паттерны включают в себя определенное нормативное упорядочивание и регуляцию; то есть регуляция поддерживается нормами и санкциями, которые легитимируются этими нормами" . Однако как возникают и складываются такие нормы? Вряд ли можно согласиться с тем, что они для каждого из нас врожденные. Если бы это было так, все общества были бы похожи друг на друга; между тем они весьма существенно различаются между собою — как в пространстве, так и во времени — по господствующим в них обычаям и нравам. Вообще изучение таких устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни — это предмет особого направления социологической науки, которое называется институциональной социологией. Появление институтов, согласно выводам представителей этого направления, возникает в соответствии с определенными естественноисторическими закономерностями. Любой институт возникает не сразу, не одномоментным актом, по чьему-то желанию или мановению чьей-то руки. Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании) занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институционализацией. Другими словами, институционализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов. Каковы условия, предпосылки этого процесса? Важнейшими предпосылками институционализации — формирования и становления нового института — являются: (1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий; (2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения; (3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей — своих и соотносимых с ними). Завершением этого процесса институционализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, в конечном счете, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Таким образом, институционализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института. Так, Ф.Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" довольно подробно и убедительно показывает процесс формирования института моногамной семьи. Дело в том, что этот институт, включающий в себя довольно сложную систему кровнородственных и приобретенных статусов и ролей, существовал не всегда. Вплоть до возникновения института частной собственности в нем просто не было необходимости, поскольку общественные и индивидуальные потребности в сфере брачно-семейных отношений, а также ведение коммунистического домашнего хозяйства вполне удовлетворялись правилами и нормами (по-своему довольно сложными) групповой и парной семьи. Однако аграрная революция и сопряженное с ней появление прибавочного продукта ведет к появлению частной собственности и соответствующих ей производственных отношений, основанных на принципиально иных принципах, нормах и правилах. Те, устаревавшие нормы и правила, основанные на материнском праве, определяли принципиально иные правила взаимодействия в сфере распоряжения имуществом. " По обычаю тогдашнего общества муж был... собственником нового источника пищи — скота, а впоследствии и нового орудия труда — рабов. Но по обычаю того же общества его дети не могли его наследовать... Дети умершего мужчины принадлежали не к его роду, а к роду своей матери... По мере того, как богатства росли, они, с одной стороны, давали мужу более влиятельное положение в семье, чем жене, и, с другой стороны, порождали стремление использовать это упрочившееся положение для того, чтобы изменить традиционный порядок наследования в пользу детей. Но это не могло иметь места, пока происхождение велось в соответствии с материнским правом. Поэтому последнее должно был быть отменено, и оно было отменено" . Таким образом, изменившиеся экономические условия приводят к порождению потребностей в новых правилах регулирования брачно-семейных отношений: возникновение частной собственности приводит к возникновению института моногамной семьи, которая "основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которой от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом". В большинстве случаев институты не остаются неизменными и устойчивыми на протяжении длительных исторических периодов. Так, на более поздних этапах развития традиционного общества именно к семье переходят от общины функции базовой хозяйственной единицы как в сельскохозяйственном, так и в ремесленном производстве, и это влечет за собой возникновение новых статусов и ролей в институте моногамной семьи. В индустриальном обществе эти функции уходят от семьи к фабрике (или фирме), что опять означает видоизменение института.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институционализация» з дисципліни «Основи соціологічних знань»