Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. Отсюда возникает проблема типологизации культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Выделяют такие культуры, как Европейская (Западная), Латиноамериканская, Славянская и другие культуры. Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер. В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления как субкультура и контркультура. Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Народная культура является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры. Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами. Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры – массовое производство культурных образцов и массовое их потребление, поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей. Положительные свойства массовой культуры заключаются во всеобщности охвата, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления. Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами как одно из средств, для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях. Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры, особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры. Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, кофессиональных и др.). Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т. д. Субкультура – это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности, часть основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию. Контркультура – социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60 е годы XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура – своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, таких как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др. Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могут по долгу переносить отсутствие трансцендентного (сверхъестественного). «Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину» . Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи стали следующие действия: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпрепровождение и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Какие существуют типы культуры?» з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей»