Важнейшими компонентами в структуре личности являются: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно историческому существу. Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваивать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в социальную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собственного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а также самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях. Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Сознание позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, создавать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям. Культура (в социологии) – совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных. Культура – это также ценностный способ освоения окружающей (природной и социальной) среды. Она предполагает не только целедостижение, но и оценку того, что делается и как делается. Животные, в отличие от человека, не обладают способностью оценивать свои действия, для них главное – удовлетворить свои потребности. Культура личности определяется ее приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее индивидуальных способностей. Деятельность – способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру, суть которой заключается в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Деятельность обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего либо), общественный характер. Животные (звери, птицы, насекомые и т. д.) для поддержания своей жизнедеятельности потребляют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от животных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует орудия труда и способы производства. Социальный статус – общее положение личности (группы) в обществе или социальной группе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время, статус обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом. В статусе «фиксируется» набор конкретных функций, которые должен выполнять индивид, «занимающий» определенный статус в социальной системе (см. вопрос 23). Социальная роль – модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих (см. вопрос 23).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Какова структура личности?» з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей»