Каждому из нас осознанно, целенаправленно или неосознанно, случайно приходится ежедневно совершать процесс наблюдения - следить за восходом или заходом солнца, присматривать за детьми, наблюдать за различными событиями, происходящими на улице, на экране телевизора и т.п. В отличие от обыденного наблюдения, позволяющего человеку получать информацию о различных явлениях и процессах внешнего мира, существует и широко применяется в различных науках специализированное, произвольное наблюдение, которое называется научным. Научное наблюдение характеризуется прежде всего тем, что оно направлено на достижение определенной научной цели - преднамеренное получение специфической информации, необходимой для решения задач научного исследования, а также тем, что оно носит систематический и планомерный характер, подвергаясь в связи с этим анализу и контролю. 549 \) В общественных науках метод систематического и целенаправленного наблюдения одним из первых применил Ф. Энгельс в своей широко известной работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), в которой записано: «По собственным наблюдениям и достоверным источникам». Спустя несколько лет французский социолог Ф.Ле Пле опубликовал результаты своих наблюдений за жизнью 36 рабочих семей в книге «Европейские рабочие». В начале 30-х годов XX столетия американские социологи, супруги Линди, обобщили результаты своих наблюдений за жизнью типичного американского среднего города в книге «Средний город». В те же годы российские исследователи М.Я. Басов, П.П. Блонский и др. опубликовали результаты своих наблюдений за поведением детей, причем М.Я. Басов сформулировал вывод о том, что единицей наблюдения должен быть «акт» поведения. Широкое применение метод наблюдения нашел в различных разделах социологии в 60-90-е годы XX столетия. Что же представляет собой социологический метод наблюдения? В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и шдач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. В процессе применения наблюдения в социологии необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность -территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку. Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмо- 550 ций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию. В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является сечективиым, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования. В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» з дисципліни «Загальна соціологія»