ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Загальна соціологія

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
На протяжении последнего десятилетия XX столетия резко возрос интерес к таким специфическим компонентам социальной структуры общества, каковыми являются этносы и нации. В это время изумленному человечеству был преподнесен такой многоцветный букет идей и программ национального и этнического суверенитета, такой всплеск межнациональных конфликтов, что это побудило многих социологов, политологов, публицистов заговорить о «взрыве этничности», об «этническом шоке». Проявления этого шока весьма разнообразны. Это и широкое распространение неонационализма, нередко принимающего религиозную окраску, что особенно отчетливо выражено в исламском фундаментализме; это и распад таких многонациональных государств, как СССР и Югославия; это и «бракоразводный процесс» чехов и словаков; это и вооруженные конфликты под знаменами гиперэтнизма в бывшей Югославии, в Приднестровье, Таджикистане, Закавказье и на Северном Кавказе; это и требования «этнической чистоты» страны со стороны новоявленной этнократии в Эстонии и Латвии. При общности многих черт, объединяющих такие разнородные процессы, каждый этнонациональный конфликт отличается своим индивидуальным характером, но все они вместе перерастают не только в общеевропейскую, евроазиатскую, айв глобальную проблему современности.
И все-таки, как бы много ни говорили об «этническом шоке» и «ренессансе этничности», более внимательный и вдумчивый анализ убеждает в том, что чаще всего этнонациональные конфликты не проявляются в чистом, дистиллированном виде, а оказываются сопряженными с социальными, государственными, территориальными противоречиями. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что, во-первых, этнонациональный конфликт, как правило, возникает при расхождении между социально-политическими и этническими компонентами общественного развития, а во-вторых, и это главное, что этнические компоненты органически вплетены в социальную структуру общества. Следовательно, чтобы правильно понять глубинную природу и социальную сущность этничности как специфического социального феномена, необходим не только этнологический, но и социологический подход к этому феномену, позволяющий исследовать и интерпре-
210
тировать этнические и национальные общности как существенные компоненты социальной структуры общества, в органической взаимосвязи с другими его компонентами, будь это белорусы, литовцы, поляки, евреи и т.п. Поэтому этническая, национальная общность должна рассматриваться в контексте системно-струк-урных представлений в качестве одной из социальных групп, находящихся в многообразных взаимодействиях с другими социальными группами и институтами.
Важность и необходимость социологического анализа этносов и наций в терминах социальной стратификации становится тем более обоснованной, что этнические установки и притязания, вырастающие порой до этнического нарциссизма, этноприоритетного национализма, этнического доминирования, этнократии, - начинают преобладать в отношениях между различными социальными группами и государствами в случаях, когда социально-экономические, политические, социокультурные интересы индивидов и групп по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. когда общество оказывается в состоянии кризиса. Тогда феномен этничности, имеющий глубокие исторические корни в бессознательных симпатиях и антипатиях, обрядах, традициях, национальной культуре, образе жизни людей, становится сильнодействующим интегрирующим фактором для людей одной национальности, приводит к их сплочению и противостоянию другим этническим группам. Вследствие этого этничность превращается в мощный социальный фактор, противостоящий таким повсеместно признанным критериям социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п., определяющим в своей совокупности социальные позиции индивидов и групп, их место и роль в социальной структуре общества В таких условиях люди одной этнической группы, ощущая себя обделенными в экономическом, политическом, культурном, языковом или другом отношении, объединяются на базе общих им этнических ценностей для того, чтобы попытаться изменить сложившуюся систему социальной стратификации.
Но этничность (или этническая общность) - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос и нация. Поэтому необходимо уяснить, в чем состоят сходства и различия этих этнических образований, которые в процессе исторического развития могут преобразовываться друг в друга в общем процессе перехода от племени к этносу, а от него - к нации.
211
Племя — это такая природно-социалъпая общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокутюстъ двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.
Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, радимичей и дреговичей. Людей того времени объединяли в единое племя кровнородственные связи, проживание на единой территории, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, племенной вождь), а также общие примитивные религиозные верования - тотемизм, фетишизм и др. Характерна привязка названия племен к особенностям природно-ландшафтной среды их обитания. Например, самая обширная восточнославянская общность того времени- кривичи- расселились на верховьях Волги, Двины и Днепра, на территориях современной Минщины и Смоленщины, для которой характерно чередование множества возвышений и низин и которую вполне логично наши предки назвали «кривой». В отличие от них дреговичи заселяли значительную часть территории вдоль Припяти, где преобладала болотистая местность - «дрыгва».
Развитие экономической жизни, более высокий уровень материальной, духовной культуры и политических отношений приводит к возникновению новой, более развитой и сложной, а вместе с тем и более обширной этнической общности — народности. Для этого процесса характерны вытеснение кровнородственных отношений товарными, социальное расслоение на знать (князья) и остальных соплеменников, замена власти племенного вождя властью князя (Рогволод - у полоцких кривичей, Тур - у дреговичей), создание аппарата для сбора дани и княжеского войска для защиты от вражеских набегов. Народность, в отличие от племени, обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием фольклорной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев, институтами власти, для нее характерно социальное расслоение и наличие частнособственнических отношений.
Таким образом, народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в прогрессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Сложившись еще в эпоху феодализма, некоторые народности существуют поныне не только
212
в развивающихся, но и в индустриально развитых государствах, например, уэльсцы и нормандцы в Великобритании; эвенки, чукчи, нивхи - в России и др. Наиболее крупные из народностей в процессе исторического развития консолидируются в нации.
Племена и народности представляют собой две исторически следующие друг за другом ступени развития этноса. Что же такое этнос?
Под этносом понимается естественно сложившаяся в определенной ландшафтной среде, исторически близкая к формированию изначальной социокультурной специфики человека как социального существа, общность, базирующаяся на общих для нее специфических архетипах - подсознательных коллективных представлениях о добре и зле, самобытных обычаях и культурных традициях, обусловливающих жесткое разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Как подчеркивает А.С. Ахиезер, этнос представляет собой форму .жесткой внутренней интеграции, в основе которой лежит представление о том, что все общности вне «мы» - нечто чуждое, несущее в себе абсолютную реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. Практически это означает, что исторически исходным отношением между этносами является господство конфликта, преобладание взаимоотталкивания, возможно, взаимоистрсбления (2; 79).
С точки зрения известного исследователя этногенеза Л.Н. Гумилева, этнос необходимо рассматривать как динамическую целостную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. У этой системы существует целый ряд отличительных признаков, три из которых являются определяющими.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Загальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Справочная таблица по механике
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...


Категорія: Загальна соціологія | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 1955 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП