Рабство, касты, сословия характеризуют закрытые общества, классы— открытые. Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически рабство эволюционировало. Различают две его формы: • при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными. Его запрещалось убивать, • при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X—XII вв. — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, кабальным рабством. Третий источ- 208 ник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории ферма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря I уже о классах. Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и ; менее распространенный. Если через рабство в разной степени прошли практически все страны, то касты обнаружены только в \ Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества, возникшего на развалинах рабовладельческого I в первые века новой эры. Кастой называют социальную группу (страту), членством в [ которой человек обязан исключительно своим рождением. Он 1не может перейти из своей касты в другую при жизни, для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено ин-[ дусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают боль-( ше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствую-I щую касту в зависимости от того, каким было его поведение в' ■ предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного ро- ■ ждения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии четыре основные касты: брахманы (священники), I кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестья-|не) и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят па-|рии (неприкасаемые) — они не входят ни в какую касту и зани-Ёмают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касто- ■ вые различия размываются и постепенно заменяются классами. ■Индийский город все больше становится классовым, а деревня, I в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой. Сословия предшествуют классам и характеризуют феодаль-I ные общества, которые существовали в Европе с IV по XV вв. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными I обычаем или юридическим законом и передаваемыми по на-I следству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, ха-I рактерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и ■ привилегий. Классическим образцом сословной организации яв- 209 лялась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X—XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия устанавливались юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. Межсословные браки допускались, иногда допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии. Класс понимают в двух смыслах — широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи. В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Такая точка зрения преобла- 210
дает в зарубежной социологии, а ныне упрочивается и в отечественной. Опираясь на описанные критерии, в современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходящих ;руг в друга страт, называемых классами. Одни социологи начитывают шесть классов, другие — пять и т. д. Согласно узкой ж1актовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появляются только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу. Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эра индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX в. доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США, например, насчитывают более 50 млн. акционеров. Поскольку собственность распылена между огромным числом владельцев, принимать ключевые решения способны только те, кто держит контрольный пакет акций. Часто ими оказываются высшие менеджеры — президенты и директора компаний, председатели советов. Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие «менеджерская революция», предложенное американским социологом Дж. Бернхаймом в середине XX в., отражает новую реальность — «расщепление атома собственности», исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену несобственников (менеджеры — лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества. Понятие «класс» появилось в конце XVIII в., когда во весь голос заявила о себе новая историческая сила — буржуазия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие. Это понятие отражало наступление новой исторической эпохи. Промышленная революция XVIII—XIX вв. разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность духовенства, дворянства и крестьянства либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность третьего сословия резко возрастала. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предпринимателей, коммерсантов, банкиров, купцов. Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и уход их в город вели к 211 сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, — наемных индустриальных рабочих. Постепенно формировался новый тип экономики — капиталистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации — классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и т. д.) укрепляли свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями не могли. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс». Он выражал экономическое положение людей, обладающих вертикальной социальной мобильностью. Переход от закрытого общества к открытому демонстрировал возросшие возможности человека самостоятельно сделать свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя удается это единицам, даже в современной Америке, здесь устойчиво держится выражение «человек, сделавший себя сам». Роль детонатора сыграли деньги и товарно-денежные отношения. Они не считались с сословными барьерами, аристократическими привилегиями, наследуемыми титулами. Деньги всех уравнивали, они универсальны и доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния и титулы. Общество, в котором доминировали приписываемые статусы, уступало место обществу, где главную роль стали играть достигаемые статусы. Это и есть открытое общество. Основным проявлением открытого общества является средний класс. Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории человечества, он появился лишь в XX в. В обществе средний класс выполняет специфическую функцию, он — стабилизатор общества. Чем он многочисленнее, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. 212 Средний класс состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении строя, предоставившего подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса — бедных и богатых — и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот. В индустриально развитых странах он 1 составляет большинство населения — от 60 до 80%. Современный средний класс является историческим преемником «третьего сословия», которое на заре промышленной ре-, волюции взорвало сословную систему. Само понятие «средний ! класс» возникло в XVII в. в Англии. Оно обозначало особую i группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и сред-|них буржуа, лиц свободных профессий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исторические типы стратификации» з дисципліни «Соціологія для юристів»