Термин «социальная общность» употребляется в литературе в двух значениях. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще, в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют территориальную группу как совокупность людей, У которых есть общее и достаточно постоянное место жительства, которые взаимодействуют, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. 168 Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, юоды. Они объединяются на основе генетических связей и со-втавляют эволюционную цепочку, началом которой выступает вемья. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, свя-Ьанных общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на 1емлю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки перво-Вытного времени они остались в некоторых районах Шотлан-иии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кла-•иов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая юольшое число родов и кланов, обладающих собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией |вождь, племенной совет),, общими церемониями. Их численность доходила иногда до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития шлемена преобразовывались в народности, а те — на высших ртадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. ^Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют «обой языковую, территориальную, экономическую и культур-мую общность. По численности народность превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. I. Нация — автономная, не ограниченная территориальными фамками общность, члены которой привержены общим ценно-•|ргям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения, но объединяющая их Национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывается достигшие высокой степени интеграции внутренний рынок ■ единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают миллионы людей. На почве единых территории, языка и 169
экономики формируются единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Как писал советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев (1905—1972), в основе объединения людей в общность лежит универсальный социально-психологический механизм: отличение от других общностей и групп людей вовне («Они») и одновременно уподобление в чем-либо людей друг другу внутри общности («Мы»). Выражение «Мы студенты» предполагает, что все студенты в чем-то схожи и в то же время чем-то отличаются от других, не студентов. «Они» — это не «Мы», и наоборот, «Мы» — это не «Они». Только само представление (или ощущение) о том, что есть «Они», рождает желание самоопределиться, обособиться от «них» в качестве «Мы». Если межкультурное сравнение, как выше уже сказано, порождает этноцентризм, то межгрупповое сравнение и дифференциация порождают групповой фаворитизм: «наши» люди всегда в чем-то отличаются в лучшую сторону от «ненаших». Если различия между людьми разных групп реально существуют, то они преувеличиваются (если не существуют, то просто выдумываются). В то же время реальные различия людей внутри группы преуменьшаются (или отрицаются вовсе). На этой основе формируются социальные стереотипы и национальные предрассудки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этнические общности» з дисципліни «Соціологія для юристів»