Когда мы говорили о социальном прогрессе, то концентрировали внимание на изменениях, инновациях, привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно, конечно же, заслуживает быть сохраненным Для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные нормы, правила поведения, обычаи, накопленные знания, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте. Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. 117 Любая социальная группа, имеющая свои интересы и ценно-сти, вырабатывает и свои особые нормы, направленные на за. щиту этих интересов и ценностей. Поэтому социальный кон. троль — необходимый компонент жизнедеятельности любой реальной социальной группы. Основными видами социального контроля (и шире — социальной регуляции), которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия, право. В них можно выделить две стороны: нормативную и институциональную. С нормативной стороны социальный контроль воплощается в системе норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности. Норма — это образец, стандарт, модель требуемого (желаемого, должного) поведения, т.е. правило поведения. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, внутри которых действуют субъекты контроля. С институциональной стороны социальный контроль воплощается в системе субъектов (агентов и институтов) контроля, которые его осуществляют путем применения санкций. Санкция — это средство (поощрение или наказание) стимулирования людей к должному поведению, определяемому нормой. Субъекты контроля делятся на формальные, или официальные (милиция, школа), и неформальные (семья, компания). Соответственно и применяемые санкции бывают формальные, предусмотренные какими-то нормативными актами (выговор, штраф), и неформальные (бойкот). Исторически первой формой социального контроля в обществе был обычай. Затем, по мере развития общества, главенствующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимает право как наиболее оперативное и эффективное средство, и соответственно среди субъектов контроля — государственно-правовые институты. Именно с помощью них в обществе устанавливается единый нормативный режим — правопорядок. Но формы социального контроля не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны, во многих случаях «перекрещиваются», одна поддерживает и укрепляет действие других. Это создает значительный запас прочности нормативной системе общества в целом. Данное обстоятельство достаточно наглядно иллюстрируется соотношением таких нормативных систем, как мораль и право. Ни в одном обществе социально-правовой контроль не обеспе- 118 цивается только принуждением, т.е. применением санкций. Со-адюдение правовых норм большинством населения обусловливается тем, что уголовно-правовые запреты совпадают с моральными — это придает уголовному запрету нравственную силу. Эффективность уголовно-правовых норм как регуляторов поведения напрямую зависит от их соответствия нравственным представлениям. ! Например, правовая норма об ответственности за недоносительство никогда не была эффективной. Как ни пропагандировали положительный опыт Павлика Морозова, в народной морали доносительство всегда осуждалось («доносчику — первый кнут»). Правовая норма становится абсолютно неэффективной, если она не только идет вразрез с общественной моралью, но и игнорирует наличные социальные условия. Примером этого может служить антиалкогольная кампания в 80-х годах. После того как была ужесточена ответственность за самогоноварение, нарушения данного запрета стали повсеместными. I Общепревентивное воздействие закона (угроза наказания) оказывается весьма незначительным в отношении законопослушных граждан. Это было показано еще в исследовании М.М. Исаева, проведенном в 1925 г. в Ленинграде. Были выявлены мотивы несовершения преступлений в тех случаях, когда это было возможно и даже практически выгодно. Ответы (%), распределились следующим образом: Мотив законопослушного поведения Совесть не позволила Отвращение к поступку Стыдно перед людьми Принципиальные соображения Страх перед наказанием По нерешительности Таким образом, для поведения, согласующегося с уголовно-правовым запретом, само существование такого запрета не является ни достаточным, ни даже необходимым условием. 1 Социальный контроль выполняет три важнейшие социальные функции: • регулятивную — контроль является одним из главных элементов социальной регуляции поведения людей; К • охранительную — контроль способствует сохранению общезначимых ценностей. Наиболее важные из них (жизнь, 119 Мужчины Женщины 24,3 36,0 30,8 28,0 3,8 4,0 19,6 20,0 19,6 12,0 1,9 — здоровье, собственность и т.д.) являются объектах ловно-правовой охраны. Фактически именно ценн" ставляют предмет посягательства и в этом качестве 'СТЦ в состав преступления; • стабилизирующую — обеспечивается единообразное дение людей в сходных ситуациях, контроль способ ПС предсказуемости поведения и социальному порядку ' В триединстве этих функций социальный контроль высп ет в качестве механизма социального наследования, пом осуществлять без существенных отклонений трансляцию с°' ального опыта от поколения к поколению, т.е. служит для OR ства тем же, чем генетический аппарат для живого органи Таким образом, в развитии общества социальный контроль рает консервативную (это не означает отрицательную) рол( способствует сохранению старого, устоявшегося, привычного Цель социального контроля — обеспечить конформное, нормативное, поведение индивидов, т.е. поведение в соотве вии с установленной нормой. Конформизм определяется приспособленчество, принятие существующего порядка вей господствующих мнений. Конформизм бывает истинным (в? ренним) и целесообразным (внешним). Критерием отличия видов конформизма может служить ведение индивида (следование норме) при групповом дашга и при его отсутствии: если поведение не изменяется — кон^ мизм истинный; если изменяется — целесообразный, явл щийся одним из механизмов адаптации к новому социальн окружению. В эксперименте американского психолога С. / была установлена связь конформного поведения с половозр; ными характеристиками: женщины более конформны, чем м чины; с возрастом конформность личности уменьшается. Для социального контроля мотивы следования норме в оба то безразличны. Но не для процесса социализации. Для социал! ции не может быть целью формирование конформной лично такая личность легко усваивает нормы любой среды, в том чис преступной. Успешно социализированная личность может Крит' ски оценивать нормы, вырабатывать к ним свое отношение и I ствовать, исходя не из внешнего социального давления, а из св< внутреннего регулятора, воплощенного в совести. Все виды социального контроля (традиции, религия, ПР' обладают определенной спецификой и имеют некоторые о черты. Специфика заключается главным образом в хара 120 социального контроля (общественное мнение, свя-тИтУ1" £ИН0Д и т.д.) и санкций (формальные и неформаль-•iHblli йщНость определяется особенностями нормативной '.h a аК таковой. Во-первых, все социальные нормы харак-теМЫ я общими свойствами (см. §7.2); во-вторых, многие ll3^l° язных форм социального контроля совпадают по содер->vfbl /иМеют сходные диспозиции). г ажем, такая очень специфичная социальная группа, как - ство' осужденных, также вырабатывает свою нормативную 'оШ Жизнь и нравы этого сообщества представляются весь-Те!обычными, например, там возможны даже случаи канни-н при побегах из дальних северных лагерей осужденные "яа брали с собой «корову», т.е. осужденного, которого мож-будет съесть во время долгих скитаний по тайге. Нормативная система сообщества осужденных поражает ско-. своей обычностью, а не экзотичностью. Она содержит самые 5шные нормы: не лги, не воруй, уважай старших. Только эта рмативная система носит ярко выраженный корпоративный иктер: не лги своим, не кради у своих и т.д. Да и с правона-штелями в сообществе осужденных поступают самым обыч-14 образом: их подвергают социальной изоляции (перевод в :гу «опущенных») и социальному клеймению (дают оскорби-ьные клички, ставят особые метки на одежду, посуду, делают наковые» татуировки). Особые социальные условия существенно меняют и иерархи-скую ценность норм, и характер санкций. Например, привыч-чистить зубы в обычных условиях имеет малую социальную ачимость. Но в условиях совместного проживания большого чичества людей на ограниченной площади (тюремная камера), нитарно-гигиенические нормы приобретают особое значение они становятся условием физического выживания группы. И !и «на воле» неряшливый и неопрятный человек в худшем иае ощущает легкое презрение окружающих, то в сообществе Ценных он подвергается унизительной (и часто мучитель-щ) процедуре «опускания» и оказывается социальным изгоем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие социального контроля» з дисципліни «Соціологія для юристів»