Подготовка к самостоятельной жизни сегодня — не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и более дорогостоящее мероприятие. Дать образование всем желающим, т. е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше, в традиционном обществе, обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), позднее только избранные имели возможность посещать специальные учебные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, Усвоение элементарных правил общественной жизни. Но это узкое значение понятия социализации. Социологи пользуются более широкой его трактовкой. 103 Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчи*! вающийся в глубокой старости процесс освоения социальны^ ролей и усвоения культурных ценностей и норм. Почему социологи не удовлетворились более узким пониманием социа-лизации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техниче-| ское мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет! домашние и семинарские задания, проходит период практики! и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удо-1 стоверяющий его квалификацию в определенной области зна-[ ний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а мо-1 жет всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жиз-| ни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая] школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей! женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером/ писателем, настоящим профессионалом своего дела. Этому} приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправ-J ляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальны условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книгам или ме тодом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таки образом можно. Каждая социальная роль включает множеств культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримы ми социальными нитями — правами, обязанностями, отноцк ниями — она связана с другими ролями. И все это надо осваи вать. Вот почему к социализации более применим термин «ос воение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизш привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Процесс социализации проходит стадии, которые называю еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зр£ лость и старость. По степени достижения результата или завер шенности процесса социализации можно выделить начальную 104 [И раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное «действие агентов социализации на духовную сферу и поведе- индивида), взросление (социопсихологическое становление ;ловека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет). Социализация объясняет, каким образом человек из существа | биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что юисходило с обществом на коллективном. Ведь человек, фослея, в «свернутом» виде проходит те же самые этапы, какие юшло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития. Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. ; Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно .на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время детство — самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, 105 когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо? Итак, начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают, а взрослые — нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс социализации» з дисципліни «Соціологія для юристів»