ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Социализация: универсальное и специфическое
В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у животных. Но у них нет передачи ценностей, смысла и значения поступков.
1Пироко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Один из таких описан Р. Киплингом в «Ма-угли». Когда «детей джунглей» обнаружили, выяснилось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество7~они смогли усвоить "ишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дру-*йть, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Таких людей называют феральными людьми. Они — продукт социальной изоляции.
99
Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации чна самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.
Процесс обучения — рудиментарная форма социализации -носит универсальный эволюционный характер. Но у человека в отличие от животных обучение имеет свою специфику, которая выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака, кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались, — настолько сильно у них генетическое наследство вида.
Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными. «Фералы» не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам и многому другому. Это все и составляет материал социализации, как раз то, чего нет у животных. Общее название такому материалу — человеческая культура.
Итак, запомним три важных положения:
• культура — это то, что осваивается человеком в процесса социализации,
• социализация — это процесс усвоения человеком культуры,
• социализация — одновременно и процесс, и механизм, и ре-\ зультат.
Мы выяснили, что социализация — специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма — обучение.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда один человек или социальная группа обучает «правилам жизни», называется становлением социального «Я».
Человеческое существо уникально. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструИ" рованной реальности. Это исключительная ситуация: природ' не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристаниШ^ Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.
100
Социализация превращается в растянутый на всю жизнь ^процесс обучения своему социальному месту (или статусу).
У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.
Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).
; Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но также и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.
Г У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем овладение навыками сложной деятельности (рисования, познания, труда), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса — осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право, на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? При каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? Что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в Чем смысл жизни?
101
Когда подросток задает подобные вопросы, это верный при-Шде. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. знак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь|Лкое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психиче-индивидуальность уже «проклевывается» личность. Дальнейший^огх процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем процесс развития собственно личности может продолжаться как или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой угодно долго. Наука не установила никаких количественных обитания которых является общество, границ, их попросту нет. Итак, становление социального «Я» возможно только как
Итак, можно сделать выводы: содержание процесса становле- процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые ния социального «Я» — взаимодействие с себе подобными; пред- служат зеркальным «Я». Другими словами, на социально-назначеше этого процесса — поиск своего социального места, психологическом уровне становление социального «Я» происхо-
результат процесса — зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент — обретение самостоятельнести.
Осознание и осмысление своего «Я» — два разных момента. Второй совпадает с постановкой названных выше «философских^^ вопросов. Осознание своего «Я» происходит гораздо раньше осмысления.
Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя соб ственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит личному местоимению «Я хочу пить». Через понимание други ребенок приходит к формированию своего социального «Я> Впервые этот процесс описал американский социолог Ч. Кул1 (1864—1929) в теории «зеркального Я».
Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторон ние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зер кало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешни!1 вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректироваг свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции окружающих н наше поведение. Мы постоянно держим в уме, что о нас думаю: другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вно сятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь.
Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.
Но это специфический процесс, он происходит в особо!' пространстве — в пространстве межличностного взаимодейсг
102
через интернализацию культурных норм и социальных цен-стей. Интернализация — превращение внешних норм во внут-;нние правила поведения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социализация: универсальное и специфическое» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Дохідність залученого капіталу
Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
Повседневный опыт и научное знание
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 1450 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП