Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Характер типологии зависит от критерия, или основного признака, положенного в основу. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, вла- 45
деющие алфавитом и фиксирующие устную речь на материал!,, ных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доци-вилизо ванными. По числу уровней управления и степени социального расслоения общества также делятся на два класса — простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах имеется несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные страты — господствующую и| негосподствующую. Возникшее некогда стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного социального института — государства. А произошло это примерно 6 тыс. лет назад Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных. Итак, простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального рас-слоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство. В основании третьей классификации лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало десятки тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом I человеческого стада. На смену охоте и собирательству пришли I скотоводство и огородничество. Когда люди научились одомашнивать диких животных, они убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) 46 к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни, от скотоводства к земледелию. Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием ее служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем. Современная социология использует все типологии. Можно еще упомянуть синтетическую модель американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, вся социальная структура общества. В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а главными институтами — церковь и армия. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением экономики из товаропроизводящей в обслуживающую, что означает превалирование сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессионально- 47 му. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. По мнению многих западных социологов, в 70-е годы XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах — в США, Японии. В постиндустриальном обществе преобладают не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества. Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией,
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типология обществ» з дисципліни «Соціологія для юристів»