Особым видом опроса является социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог ЯЛ. Морено (1892—1974), называл свою социометрическую концепцию в отличие от «большой» социологии «социальной микроскопией». В процессе опроса респондентам предлагают выбрать по некоторому социометрическому критерию («с кем бы вы пошли в разведку?») одного или нескольких членов группы. Психологической основой этого метода является человеческое стремление быть рядом с объектом своей привязанности — вместе работать, отдыхать и т. д. В опросе выявляется потребность членов группы в общении, их взаимные симпатии и антипатии. Взаимные выборы могут быть как положительными, так и отрицательными. , ' 34 Сумма положительных и отрицательных выборов дает социометрический статус личности в группе. Статус выражается числом в интервале от — 1 (абсолютный изгой) до + 1 (абсолютная «звезда»). Также могут быть вычислены социометрические индексы: индекс конфликтности (делением суммы взаимных отрицательных выборов на число всех возможных выборов); индекс сплоченности (делением суммы взаимных положительных выборов на число всех возможных выборов); индекс групповой устойчивости — величина, обратная количеству отрицательных выборов. Полученная в результате социометрического опроса структура группы отображается в виде схемы (социограмма) или таблицы (социоматрица).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социометрический опрос» з дисципліни «Соціологія для юристів»