Государственные законы, политика и организации составляют важную часть той среды, в которой формируется эволюция деятельности частного сектора. Законодательство и политика в отношении того, что подлежит патентованию, а что — нет, и в отношении приемлемых или необходимых лицензионных соглашений влияют на сравнительные преимущества инновации и имитации. Антитрестовские законы и их административная и юридическая интерпретация определяют приемлемое конкурентное поведение. Режимы регулирования ограничивают или санкционируют частные действия. Система государственных школ и программы поддержки образования влияют на приток квалифицированного персонала в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. После Второй мировой войны правительственная поддержка программ НИОКР обеспечила примерно половину общего финансирования научных исследований и опытных разработок. Значительная часть экономической деятельности осуществляется в большей степени государственными, нежели частными организациями. Эволюция хозяйственных потенциальных возможностей и экономического поведения совершается в смешанной экономике. Хотя для некоторых целей полезно считать государственные законы, политику и организации частью ландшафта, на самом деле они, подобно деятельности в частном секторе, претерпевают непрерывную эволюцию. В долгосрочной перспективе совокупный результат частных и государственных акций и реакций — постепенное изменение базовой структуры общества. Карла Маркса, разумеется, больше всего интересовали схемы и потенциальные разрывы таких долговременных изменений. Значительную часть "Капитализма, социализма и демократии" Шум-петера составляет тщательно разработанный прогноз того, что 463 464 Часть VI. Экономическое благосостояние и политика естественная динамика капиталистической конкуренции приведет к политическому узакониванию какой-то формы социализма. В этой главе фокус менее широк и настроен на более короткие дистанции. Мы рассмотрим эволюцию определенных типов государственной политики. Сначала разовьем общий взгляд на процессы, посредством которых типы государственной политики появляются, модифицируются и (иногда) отмирают. Затем обратимся к сознательным попыткам упорядочить знания, необходимые для того, чтобы направлять политику. Так же как в случае нашей эволюционной теории потенциальных возможностей и поведения коммерческих фирм, мы и при анализе определяющих факторов государственной политики признаем, что люди и институты часто стараются быть рациональными в процессе принятия решений, но человеческое мышление не способно к эффективному анализу того сорта, который Линд-блом назвал синоптическим, и поэтому даже при весьма продуманном поведении многое делается "с грехом пополам" (Lind-Ыот, 1959). Мы также признаем вместе с Кейнсом, что на попытки людей анализировать проблемы оказывают мощное влияние теоретические позиции, с которых эти проблемы рассматриваются. В ряде мест данной книги подчеркивалось, что способность теории освещать политические вопросы должна быть главныл критерием, по которому следует судить о ее достоинствах. По4 этому в завершение главы мы рассмотрим, как наша эволюци-" онная теория технологических изменений — предмет, который мы подробно исследовали, — освещает вопрос о плодотворной и неплодотворной роли правительства в промышленных нововведениях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И РОЛЬ АНАЛИЗА» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»