Исполнение сложных умений, как мы отмечали, включает интеграцию ряда более элементарных единиц действия. Часто эти единицы образуют субумения, являющиеся необязательными компонентами основного умения, отбор которых — реакция на сигналы из окружающей исполнителя среды. Таким образом, требуемая интеграция определяется не только связями субуме- ний друг с другом, но и отношением субумений к информации, поступающей из окружающей среды. Далее, те же соображения применимы и к субумениям: они включают интеграцию еще более элементарных единиц (субсубумений), и опять-таки интеграция может быть как в пределах единиц, так и между единицами и окружающей средой. Продолжая спуск по иерархической структуре основного умения, можно в конце концов прийти к рассмотрениям из области неврологии и физиологии, для которых терминология умений не подходит, но и тогда остается возможность свести ее к еще более элементарным единицам действия. Из-за того, что умения — объекты со сложной структурой, а также из соображений ограниченности артикуляции применяемых при умелом исполнении знаний неизбежно возникает неоднозначность в отношении пределов умения. У этой неоднозначности два аспекта. Первый аспект — то, что можно назвать операционной неоднозначностью. Сюда входит неопределенность в предсказании того, что на самом деле может осуществить конкретный индивидуум, обладающий данным умением, при попытке реализовать это умение в конкретных обстоятельствах. Второй аспект — семантическая неоднозначность наименования умения, неопределенность в отношении точного значения термина. Операционная неоднозначность, очевидно, — один из источников семантической неопределенности: неопределенность по поводу того, сможет ли конкретный электрик в конкретной ситуации достичь желаемого результата, означает неясность по поводу того, что, собственно, значит быть электриком. Еще важнее то, что семантическая неоднозначность возникает при обсуждениях, абстрагирующихся от конкретного обладателя умения и конкретных обстоятельств реализации умения. Неопределенность по поводу того, что есть электрик, во многом возникает из разнообразия электриков и задач и обстоятельств, связанных с реализацией их умений. Степень неоднозначности пределов умения можно уменьшить, если предпринять для этого целенаправленные усилия. Если рассмотреть исполнения, осуществленные конкретным обладателем умения в прошлом, и сравнить характеристики конкретных обстоятельств в настоящем с теми, которые имели место при прошлых исполнениях, то, возможно, удастся дать более точные предсказания относительно текущего исполнения. Если распространить рассмотрение на субумения, частные задания и 130 Часть П. Теоретико-организационные основы... эволюционной теории различия в квалификации между обладателями умения, то можно устранить некоторую неоднозначность, окружающую родовое имя умения. Однако ни один из этих двух способов прояснения не дается даром и не может быть полностью эффективным. Оба требуют подробных знаний об умениях и содержащихся в них субумениях, о предпосылках эффективного исполнения и т. д. В той мере, в какой знания такого рода являются неявными, уменьшить неоднозначность описанными методами, по-видимому, будет по силам только человеку, который владеет данным умением. А в той мере, в какой предпосылки эффективного исполнения неизвестны или неявные знания, лежащие в основе фактического исполнения, невозможно привлечь для оценивания и предсказания, некоторые аспекты неоднозначности неустранимы. Для того чтобы как-то развить эти положения, рассмотрим еще раз пример с навыком вождения автомобиля. Это умение заключается в способности не только заставить машину следовать с приемлемой точностью желаемым курсом, но и использовать широкий спектр сигналов, поступающих извне, -— от других машин, дорожных знаков, светофоров и т. д. — в качестве основы для определения деталей курса. Интеграция и координация, заключенные в умелом исполнении в целом, состоят не только в том, чтобы путем координации нажатия на педаль акселератора и поворота руля вписаться в поворот, но и в относительно автоматическом использовании большого запаса информации в качестве основы посредничества между сенсорным входным сигналом и мускульной реакцией. Обычно при обсуждении вождения автомобиля у нас мало возможностей уделить внимание сложности этого умения и тому, как эта сложность проявляется в водительских исполнениях множества индивидуумов и во множестве ситуаций. Мы трактуем способность водить автомобиль как дихотомическую переменную, полагая, что индивидуум либо владеет этим умением на удовлетворительном уровне, либо не владеет им вообще. Обучение вождению мы считаем процессом, переводящим индивидуумов из категории неумелых в категорию умелых. Такой ход разговоров и мыслей по поводу водительского умения, как правило, адекватен, и нет необходимости рассматривать качественные различия, присущие данному предмету. Но все же порой мы сталкиваемся с этими различиями. Если сын или дочь подросткового возраста планируют поездку с друзьями, то у нас может Глава 4. Умения 131 возникнуть озабоченность по поводу их опытности, отношения к лихачеству, специфического опыта езды на дорогах с двусторонним движением. В наличии может оказаться только автомобиль с ручным переключением передач, и тогда возникнет вопрос, умеет ли кто-нибудь из собравшихся "водителей" переключать передачи. В таких случаях мы отказываемся от привычной безоговорочной гомогенизации водительского умения и артикулируем (причем, употребляя немалое количество дополнительных слов) качественные различия в отношении сочетания субумений и других характеристик, вызывающих у нас озабоченность. Однако иногда актуальные качественные различия ускользают от сознательного рассмотрения или эффективной артикуляции. Нежелательные эффекты в ходе исполнения могут возникнуть по причинам, о себе не заявляющим. Навык, состоящий в том, чтобы машину не заносило на обледенелой дороге, не станет объектом своевременного рассмотрения, если на дорогах не ожидается гололеда. Что не идентифицировано, то не может быть рассмотрено, а что не предвидено, то не может быть рассмотрено заблаговременно. Но даже полностью идентифицируемые и предвиденные причины изменений исполнения могут не поддаваться эффективному рассмотрению из-за неявной основы умения. Представьте себе американского водителя, перед которым после ночного перелета в Лондон впервые встала проблема левостороннего движения на непривычной машине с рулевым колесом, установленным справа. Возможно, уже заранее было ясно, что сочетание таких факторов, как нарушение суточного ритма в связи с перелетом через несколько часовых поясов, утомление и непривычные условия работы, потенциально может привести к ухудшению работы водителя. Также могло быть ясно, что соблюдение осторожности, — что в данном случае означает стараться меньше полагаться на умение, основанное на неявном знании, — служит, по крайней мере частично, эффективным компенсирующим фактором. Но взвешивание этих соображений для решения вопроса о приемлемости данного плана сильно осложняется из-за неявной основы водительского умения. Полное сознательное подавление привычных реакций невозможно, а если бы и было возможно, то означало бы не эффективную адаптацию водительского умения, а отказ от него. Планировщик может подумать, что проблема не так уж серьезна. С одной стороны, мускульная координация как один из аспектов управ- 132 Часть П. Теоретико-оргаиизацгт чные основы... эволюи: ления машиной не потребует много внимания. С другой стороны, мускульные реакции тесно связаны со зрительными сигналами, не имеющими привычного смысла. Привычные реакции будут модифицированы, и американский водитель через какое-то время освоится, но трудно сказать, сколько опыта ему потребуется обрести и какой риск сопряжен с его обретением. Таким образом, имеет место существенная степень неоднозначности того, умеет ли американский водитель, в первый раз едущий по "неправильной стороне дороги", управлять машиной. Эта неоднозначность отчасти связана с неопределенностью в отношении индивидуального водителя, а отчасти является отражением того факта, что фраза "он умеет водить" скрывает многие существенные качественные различий. Конечно, если американский водитель никогда не поедет в Англию, он, наверное, никогда не столкнется с этой иллюстрацией неоднозначности пределов умения. Если же он ездит туда часто, то у него может развиться субумение левосторонней езды, которое станет и основанной на неявном знании интегрированной частью целостного водительского умения, и способностью сориентироваться в плотном городском потоке транспорта, съехав со скоростной автострады с относительно редким движением. Именно различия между условиями, в которых умение (и связанная с ним терминология) развивается, и новыми условиями, в которых оно реализуется, и высвечивают операционную (и семантическую) неоднозначность умения. В мире, полностью статичном, никогда не возникнет проблемы использования точного языка для обсуждения сочетания сложных умений с новыми сложными внешними условиями работы. Там все уже приведено в соответствие, и можно быть уверенным, что эти соответствия будут работать в будущем точно так же, как они работали в прошлом. Но реальный мир не статичен.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неоднозначность пределов умения» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»