Подобно компьютерным программам умения управляют исполнением, которое сложнее, чем действия, необходимые для того, чтобы его инициировать. Многообразные скоординированные детали исполнения осуществляются как бы сами собой, коль скоро принято решение реализовать умение и сделано несколько первых шагов. Это различие в сложности между инициированием и полным исполнением отражено в использовании языка для описания и обсуждения умений. Мы уже останавливались на трудностях, возникающих при использовании языка для ха- 126 Часть II. Теоретико-организационные основы... эволюционной теории рактеристики "внутренней работы" при реализации умений, но слова служат хорошую службу при осмыслении умений и передаче информации о них, когда умения трактуются как элементы целенаправленного поведения. Мы эффективно используем наименования умений и связанные с умением глаголы при планировании и решении задач и редко задумываемся об исключительной сложности подлинных видов поведения, представленных этими символами. Если мы планируем путешествие из Нью-Хейвена в Бостон и в качестве одного из его вариантов поездку туда на автомобиле, мы при рассмотрении этого варианта мало задумываемся над задачей обработки огромного объема информации, сопровождающего вождение автомобиля, потому что обычно бывает достаточно убедиться, что хотя бы один из потенциальных пассажиров машины умеет водить. Если мы решили переоборудовать кухню, то можем прибегнуть к услугам водопроводчика, плотника и электрика, причем позаботимся о том, чтобы нанять хороших мастеров и не платить им слишком много, но мы не будем вникать в детальную структуру их сложных умений и j связь их с конкретными задачами, которые ставит план кухни. Если нас беспокоят проблемы со зрением, то нам полезно знать 1 смысл слов "офтальмолог" и "оптик", но существенный для нас f смысл относится к вопросу "для чего", а не "как" — нам достаточно, что последнее известно обладателям этих умений. Конечно, планирование и решение задач сами по себе являются умениями. Имеются детальные поведенческие программы для планирования конкретных видов деятельности, а также умения, относящиеся к решению задач, менее точно определенные, но более широкого применения. Важную роль при реализации этих когнитивных умений играют язык и в особенности наименования других умений, которыми лицо, строящее планы (планировщик) или решающее задачи, может обладать или не обладать. Это наблюдение подводит нас к важному различию, связанному с объемом потенциальных возможностей, которыми обладает индивидуум, а именно к различию между знанием, как делать X, и знанием, как добиться осуществления X. При заданных адекватной обстановке и ресурсах, а также умениях, необходимых для воплощения планов в этой обстановке, опытный планировщик может добиться осуществления многого из того, что лично он не знает, как делать. Для того чтобы получить рецепт и готовые очки, не нужно быть офтальмологом или оптиком. Глава 4. Умения 127 Однако даже в этом простом случае задача достичь желаемого результата может оказаться трудной для планировщика, не владеющего нужным словарем наименований умений5. В тех случаях, когда требуемый словарь обширнее и менее понятен непосвященным, соответственно возрастают и трудности планирования, связанные с недостаточным владением словарем. Таким образом, словарь планирования индивидуума — важный фактор, определяющий пределы того, что последний может осуществить. Тот факт, что в народном хозяйстве есть люди, способные выполнить задачу, которую некто не может выполнить сам, мало помогает, если не знать, как обнаружить такого человека, с тем чтобы заключить с ним сделку, а такие поиски трудно проводить, если не знать или не быть в состоянии узнать наименование требуемого умения или потенциальной возможности. Но словарь, очевидно. — лишь одна из многих переменных, влияющих на способность добиться осуществления плана, причем имеются гонкие взаимосвязи между переменной "словарь" и другими переменными. Мы уже отмечали, что все умения в многочисленных аспектах зависимы от контекста, но эффективность планирования и воплощения умения особенно сильно зависит от детальных характеристик социального контекста. Прежде всего "правильный" словарь определяется социальным фоном. Слово, которое важно знать, может быть заголовком, под которым требуемая потенциальная возможность представлена в телефонной книге. Или же ключевой характеристикой социального контекста может служить организация, членом которой является индивидуум, и тогда словарь, которым индивидууму нужно овладеть, может оказаться специализированным словарем планирования этой организации. Во многих ситуациях, таких, например, как ремонт автомобиля, эффективность планирования и осуществления индивидуумом, который не может полностью сделать все сам, существенно повышается, если индивидуум вдобавок к тому, что он знает наименование умения, в какой-то мере обладает требуемым умением. То, в какой степени это существенно, зависит от общественных соглашений, влияющих на уровень стандартизации исполняемых услуг,
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Употребление наименований умений» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»