Не так-то просто точно указать все следствия ортодоксальной теории. Наша эволюционная теория, описываемая в этой книге, эластична и принимает разнообразные формы в зависимости от целей конкретного исследования. С каждой теорией, однако, [связан характерный для нее стиль моделирования, задаваемый теми общими свойствами, которыми обладают различные моде- 32 Часть I. Беглый обзор и мотивация работы ли. Главная цель данного параграфа — описание общего стиля эволюционного моделирования. Но прежде чем приступить к этой задаче, мы для контраста дадим краткую характеристику ортодоксального моделирования. Структура ортодоксальных моделей. Есть несколько легкоузнаваемых структурных элементов и инструментов анализа, которые находят применение буквально во всех моделях, создаваемых в рамках современной ортодоксальной теории поведения фирм и отраслей . Одни и те же схемы просматриваются в моделях, относящихся к различным конкретным исследованиям. Обсуждение "художественных,-форм" ортодоксии будет носить весьма общий характер, но читателю было бы полезно держать в уме главный и наиболее известный пример ортодоксального моделирования поведения фирмы и отрасли: стандартную хрестоматийную модель определения затрат и выпуска фирмы и отрасли и цен. В ортодоксальной теории предполагается, что фирмы действуют в соответствии с набором правил принятия решений, определяющих деятельность фирмы как функцию от внешних (рыночная конъюнктура) и внутренних (типа располагаемого основного капитала) условий. Теория содержит четкий ответ на вопрос: "Почему правила таковы?" — ответ, который характеризует сами правила. Эти правила отражают максимизирующее поведение фирм. И это одна из структурных опор, на которых держатся ортодоксальные модели. Максимизационная модель поведения фирмы обычно содержит три отдельных компонента. Первый — определение того, что именно фирмы отрасли стремятся максимизировать; обычно это прибыль или дисконтированная стоимость, но в некоторых случаях целевая функция может быть несколько иной или более сложной. Второй — определение совокупности знаний и умений фирмы. Если в центре внимания производство в традиционном смысле, то эта совокупность может состоять из видов хозяйственной деятельности и применяемой техники вместе с допущениями относительно характеристик видов дея- Глава 1. Введение 33 Здесь мы ограничиваемся описанием структуры ортодоксальных моделей только в общих словах: в следующих двух главах будем обсуждать адекватность ортодоксального моделирования и критиковать базисные концепции ортодоксии. тельности. их сочетаемости друг с другом и свойств определенного таким образом "множества производственных возможностей". В других моделях совокупность знаний и умений фирмы может включать политику в области рекламы или портфели финансовых активов. Третий компонент максимизационной модели — предположение о том, что любое мероприятие фирмы можно трактовать как результат выбора действия, при котором степень достижимости цели максимизируется по заданному множеству известных альтернативных действий при известных ограничениях, как налагаемых рынком, так, возможно, и иных, внутренних (располагаемый объем факторов производства, считающийся постоянным в короткие промежутки времени). В некоторых моделях представление максимизирующего поведения учитывает неполноту, издержки и ограниченность информации. Максимизационный подход позволяет вывести используемые фирмой для принятия решений правило или набор правил, определяющих действия фирм как функцию рыночной конъюнктуры при заданных их возможностях и целях. Этот подход — попытка дать теоретическое объяснение правил принятия решений фирмами. Обращаясь к соображениям, лежащим в их основе, и применяя процедуру максимизации, можно проследить происхождение правил и объяснить их характеристики. Сами же правила принятия решений составляют операционную часть теории. В некоторых случаях максимизационная модель вырабатывает прогнозы относительно формы правил принятия решений. Например, если множество производственных возможностей строго выпукло, а фирмы трактуют цены как параметры, то "правило объема выпуска", т. е. отношение объема продукции к цене продукта непрерывно, и рост цены никогда не приведет к уменьшению выпуска. Вообще, аналитики, руководствующиеся максимизационной гипотезой, пытаются на основе оценок целей фирмы и множества имеющихся у нее вариантов выбора постичь, почему фирма делает нечто или что при других условиях она стала бы делать иначе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эволюционное моделирование» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»