Термины дискуссии: "ортодоксальная теория" и "эволюционная теория"
Выше мы в первый, но далеко не в последний раз ссылались на нечто, именуемое "ортодоксальной экономической теорией". Отличие нашей установки по разнообразным вопросам от "ортодоксальной" точки зрения дается на протяжении всей книги. Это неизбежно в любой работе, отстаивающей, подобно настоящей Глава 1. Введение 25 книге, необходимость коренного пересмотра теоретических воззрений по широкому кругу проблем. Однако, возможно, одни будут отрицать, что в экономической науке существует какая-либо "ортодоксия", кроме разделяемой всеми приверженности нормам и системе ценностей научного исследования, другие согласятся с существованием ортодоксии в том смысле, что есть очевидная общность менталитета и научного подхода, свойственная широкому кругу экономистов. Но они будут упорно отрицать, что существует некая ортодоксальная позиция, диктующая узкий набор критериев, которые широко применяются в качестве простого и дешевого средства определения, достойна ли внимания выраженная точка зрения на те или иные экономические проблемы. Или же отрицать, что если такого рода ортодоксия и существует, то ее тем или иным способом навязывают науке. Наши размышления и опыт убеждают нас в том, что ортодоксия существует именно в этом последнем смысле и что ее широко навязывают. Мы признаем, что современная ортодоксия обладает гибкостью и изменчивостью и что очертить ее границы не так легко. Поэтому нам представляется важным попытаться если не дать ей точного определения, то, по крайней мере, прояснить, что же мы вкладываем в этот термин. Прежде всего следует отметить, что ортодоксия, о которой идет речь, — это современная формализация и интерпретация более широкой традиции западной экономической мысли, интеллектуальная родословная которой прослеживается от Смита и Рикардо до Милля, Маршалла и Вальраса. Далее, это ортодоксия теоретическая, она напрямую связана с методикой экономического анализа и лишь косвенно с какими-либо задачами конкретной экономики. Центр ее тяжести лежит в области микроэкономики, но ее влияние пронизывает всю экономическую науку. Дать характеристику истинного содержания современной ортодоксии — важная задача, к которой мы в этой книге будем периодически возвращаться. Здесь же зададимся вопросом, каким образом можно проверить наши утверждения по поводу "ортодоксальности" конкретных взглядов и подходов, или, иначе, как будем защищаться от обвинений в том, что мы нападаем на нами же придуманного противника, или на устаревшую, примитивную форму экономической теории. В первую очередь следует обратиться к основным учебникам, используемым в более или менее стандартных курсах микроэкономики, препода- 26 Часть I. Беглый обзор и мотивация работы ваемых в колледжах. В этих учебниках и курсах теоретические основы дисциплины излагаются упрощенно. По общему мнению, они формируют важные предпосылки к пониманию прикладных задач экономической науки. На самом деле зачастую считается, что эти учебники и курсы создают все необходимые предпосылки для проведения прикладных исследований на высокоинтеллектуальном уровне. Примечательно, что в лучших из этих учебников отстаивается научная ценность абстрактных понятий и формальных теоретических построений; в то же время очень мало говорится в оправдание сильных упрощений и откровенных абстракций, к которым прибегают авторы учебников. Мало места уделяется и предостережениям по поводу надежности прогнозов, предлагаемых теорией в различных ситуациях. В этих, равно как и в других, аспектах такие учебники предвосхищают подход к тем же проблемам в более основательных учебниках и курсах по экономической теории. И действительно, часто оказывается, что курсы экономической теории для докторантов (по крайней мере в той части, где затрагивается глубинная тематика) отличаются от курсов для студентов в основном применяемым математическим аппаратом. Нельзя не признать элемента карикатурности в том, что учебники, предназначенные для студентов второго-третьего курсов колледжа, уполномочены нами представлять современную экономическую теорию. Многие сильные упрощения, к которым обычно прибегают (полная информация, два товара, статическое равновесие и т. п.), делаются в этих курсах по причинам, связанным с недостаточной подготовленностью студентов, а не потому, что научная дисциплина не в состоянии предложить ничего лучшего. И если выводы из анализа порой предлагаются без должного внимания к о'граничениям, которым они подчинены, то это вовсе не обязательно означает, что автор считает эти ограничения несущественными. Скорее причина в другом: считается, что студенты заслуживают поощрения за усилия в поисках логики аргументации и что им нужно записать в экзаменационные тетради безусловно четкие ответы. Во многих отношениях ортодоксальная теория тоньше и эластичнее, чем ее имидж, представленный в учебниках для средних курсов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Термины дискуссии: "ортодоксальная теория" и "эволюционная теория"» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»