Экспертные системы находятся на переднем крае развития информационных технологий. Опирающиеся на исследования в области искусственного интеллекта, экспертные системы предназначены для того, чтобы подражать процессам человеческого мышления, если не копировать их. Неудивительно, что иные дискуссии вокруг экспертных систем звучат, как научная фантастика, а не как научная реальность, и не прекращается спор, смогут ли компьютеры когда-нибудь мыслить подобно человеку. Как бы то ни было, уже появляются практические варианты применения экспертных систем, и они внушают надежду на рост производительности в государственном секторе. Как любая другая компьютерная технология, экспертные системы могут производить арифметические действия (X=Y, X>Y или X<Y). Но в отличие от других компьютерных технологий, экспертные системы спо- т Глава 33. Оценка перспектив... 793 собны делать выводы исходя из фактов и заданных правил, что чрезвычайно похоже на умозаключения человека. Экспертные системы могут также реконструировать последовательные оценочные этапы, которые привели ее к определенному заключению, что весьма сложно для человека, если только речь не идет о самой простой проблеме. Такого рода «мыслительные» функции обеспечиваются: 1) базой знаний, содержащей знания эксперта-человека, 2) генератором выводов, содержащим правила и стандартные оценки, которые используются экспертом, чтобы прийти к определенному заключению и 3) возможностью взаимосвязи с ЭВМ на естественном языке, что позволяет пользователю легко ввести в нее факты, касающиеся анализируемой проблемы. Было разработано и внедрено в практику несколько видов экспертных систем для различных целей, например, для анализа инвестиционных проектов, работы с различными материалами и разработки их поставок по расписанию, выбора программных продуктов, автоматизированного складского хозяйства, нефтепоисковых работ и медицинской диагностики [993]. В государственном секторе прототипы экспертных систем были разработаны для определения характера чрезвычайных действий в случае землетрясений и для содействия менеджерам в выполнении Закона о невмешательстве в личную жизнь [433]. В каждом из этих вариантов применения были зафиксированы знания экспертов и способы их аргументации, которые затем заносились в компьютер для использования неэкспертами. Заменят ли подобные системы человека в процессе принятия решений? Этот вопрос остается открытым. Замена возможна в случае программируемых решений, но кажется маловероятной для непрограммируемых, которые чаще всего и стоят перед большинством менеджеров госсектора. По этой причине экспертные системы именуются «интеллектуальными консультационными системами» [349]. На данной стадии развития экспертные системы именно таковыми и являются. По мере развития технологии менеджеры смогут использовать экспертные системы для быстрого и эффективного структурирования сложных проблем, испрашивая советы «экспертов», которые «во плоти» недоступны. При сопряжении с АСУ и СППР экспертные системы способны оперативно поставлять критически важную информацию для моделирования проблемных ситуаций. Они выдают альтернативные экспертные решения и определяют их возможные последствия, которые затем анализируются менеджером. Это может повысить производительность в процессе принятия управленческих решений. Стоит поразмышлять еще над одним возможным позитивным воздействием экспертных систем на производительность. Сотрудники государственных ведомств становятся экспертами в своем деле. Иногда у учреждения есть всего один-два эксперта в данной области. Когда эти люди покинут учреждение, их опыт будет безвозвратно утерян. Возмещение 794 Часть IV. Новые организационные технологии этого опыта часто отнимает чрезвычайно много времени. Организации государственного сектора могут воспользоваться возможностью зафиксировать знания и способы аргументации своих экспертов. Тогда опыт не пропадет. Каждая из разновидностей информационных технологий, которые обсуждались в этом разделе, обещает изменить способы выполнения работы специалистов и менеджеров. Эти изменения всегда связаны с ожиданием роста производительности, даже в том случае, когда результаты не поддаются измерению. Было бы неправильно отговаривать от использования какой-то одной или всех этих технологий только на том основании, что отдача от них неосязаема. Однако важно очертить перспективы роста производительности, которые обещают информационные технологии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экспертные системы» з дисципліни «Ефективність державного управління»