«Миссия» представляет собой основную цель, философию или задачу организации. В частной организации миссия Глава 28. Стратегическое управление и производительность 675 дает ответы на следующие вопросы: что такое наш бизнес? Какими убеждениями или ценностями мы должны руководствоваться? Миссия фирмы определяется фундаментальной, уникальной задачей, которая отличает ее от других фирм такого же типа и описывает диапазон ее операций в категориях продукции и рынка [685]. Миссии государственных организаций обосновывают их право на существование и использование государственных ресурсов. По утверждению Л. Биарс [120], без конкретной декларации цели практически ни одна организация не может разработать четких задач. Однако миссии гбсударственных организаций, определяемые законом, обычно широки и расплывчаты. Смысл таких деклараций заключается в том, чтобы обеспечить формирование некой коалиции, которая бы обеспечила успешное ее принятие. Общие формулировки, позволяющие членам коалиции давать миссии различные интерпретации, чрезвычайно важны для ее поддержки. Слишком конкретная миссия может лишить коалицию поддержки определенных влиятельных групп. Одна из причин, почему государственным организациям трудно провозгласить четкие цели, заключается в том, что эти цели должны вытекать из декларации миссии, которая была сформулирована, чтобы выполнить совершенно другую функцию — мобилизовать поддержку для принятия соответствующего законодательства. Вот почему декларация миссии, которая может способствовать единству и сплоченности частной организации, может привести к множественному толкованию и породить неоднозначность в случае государственных учреждений. В государственном секторе участие работников в процессе разработки стратегического плана, как и сам этот документ, могут разрядить «туман», окружающий суть дела, и способствовать единообразному пониманию миссии организации всеми членами коллектива. Можно выделить две главных научных школы, рассматривающих проблемы стратегического планирования и миссии организации [354]. Одна школа подходит к процессу стратегического планирования как к совокупности аналитических процедур, результатом реализации которых является определение миссии организации. Вторая научная школа исходит из первичности существования миссии. В соответствии с этим подходом, цель стратегического планирования сводится к определению предпочтительных путей для выполнения данной миссии и оптимизации использования ресурсов с учетом внешней перспективы. Сторонники первого подхода считают, что участники стратегического планирования облечены правом определять и переопределять важные параметры системы. Проводимый при этом анализ основан на соображениях о прошлом, настоящем и будущем организации. Единственная руководящая установка при разработке плана состоит в том, 676 Часть IV. Новые организационные технологии что он должен вести к лучшему будущему. В 1787 г. в Филадельфии отцы-основатели США подходили к своей задаче именно таким образом. Они заново определили миссию центрального правительства и сформулировали некоторые важные ценности в целях создания лучшего союза. Ценности и определение миссии были затем использованы как параметры, чтобы сконструировать механизм для выполнения миссии и сохранения того союза, который они замыслили. Действия федералистов были результатом разочарования деятельностью правительственных структур в рамках Конфедерации. Они отразили озабоченность необходимостью сохранения доминирующего положения определенных ценностей. Разработав Конституцию, федералисты снабдили нацию стратегическим планом, который определил направление и облек вершителей судеб страны правом предпринять необходимые действия для выполнения национальной миссии. Конституция уточнила национальную стратегию, а также некоторые важные элементы оперативного управления для ее реализации, например, организационную структуру, базирующуюся на функциональном подходе, и основные моменты разделения труда в госаппарате и принципы контроля и баланса. Конституция — стратегический план для нации. Однако он уникален и отличен от стратегических планов большинства организаций. Причина в том, что Конституция определяет не только то, что нужно сделать, чтобы осуществить миссию, но и механизмы изменения самой миссии. Альтернативные варианты изменения Конституции, в свою очередь, направлены на то, чтобы сохранить основные нормы, ценности и национальную миссию, как они были задуманы отцами-основателями страны. Конституция предусматривает поправки как коллективную реакцию и как адаптацию национальной миссии к изменяющимся обстоятельствам. Однако в отличие от большинства стратегических планов она не поощряет быструю ответную реакцию или наступательно-активную позицию. Конституция использует скорее максимизацию функции всеобщего благоденствия, чем коллективную волю как критерий для принятия решений. Необходима долгосрочная перспектива, чтобы составить суждение, что именно хорошо (для продвижения к всеобщему благоденствию) в отличие от того, что популярно (т. е. выражает коллективную волю), поскольку общественное мнение легко меняется. Процесс изменения стратегического плана, предусмотренный в Конституции, поддерживает развитие идей и движение к консенсусу. Он направлен на то, чтобы избежать стратегических сюрпризов в результате быстрых революционных изменений. В силу своего замысла этот процесс требует времени, чтобы обеспечить осторожный подход и избежать импульсивных действий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ» з дисципліни «Ефективність державного управління»