Теория ожиданий логически связана с «оперантной обусловленностью». Она основывается на «законе следствия», утверждающем, что получивший вознаграждение поступок будет повторяться. Если работник предполагает, что труд на определенном уровне, возможно, приведет к результатам, которые будут «оценены», он будет стремиться выйти на этот уровень и удержаться на нем. Табл. 2 объясняет действие модели ожиданий. Таблица 2 Мотивационная теория ожиданий 1. Работник решает работать на определенном уровне. 2. Работник ждет, что работа на этом уровне приведет к ожидаемым результатам первого порядка. 3. Работник ждет, что результаты первого порядка обеспечат ему результаты второго порядка, считает эти результаты ценными, а их получение реальным. 4. Работник будет работать на том же уровне, пока уверен в реальном получении ценных для него результатов. Сдающий экзамены студент колледжа — хороший и простой пример из теории ожиданий. Студент надеется, что определенный период времени интенсивной учебы (отнюдь не чтение учебников перед телевизором во время футбольного матча) приведет к желаемому результату, скажем, к оценке «А». Студент должен верить, что может получить эту оценку, иначе не будет и стараться. Стало быть, теорию ожиданий можно считать вероятностной. Кроме того, студент должен ценить результат. Если он вовсе не нуждается в оценке «А» и она не имеет никакого значения для будущего, к экзаменам вполне можно готовиться спустя рукава. Наконец, студент должен верить, что оценка «А» —результат первого порядка—поможет получить желаемый результат второго порядка, скажем, ученую степень в области государственного управления. Глава 21. Материальные стимулы... 557 Эффективная мотивация должна удовлетворять всем этим условиям. Если человек не верит, что работа на определенном уровне даст стоящий результат (получает слишком малое вознаграждение), или что он реально может добиться желаемого (босс раздает награды только любимчикам), система поощрения заслуг не будет стимулировать его. Согласно теории ожиданий, работник должен знать, что реально может получать регулярное и существенное денежное вознаграждение. Сомнительно, чтобы государственный сектор мог обеспечить эти условия, не имея возможности серьезно финансировать фонды поощрения заслуг, и тут же встает вопрос, имеет ли для него теория ожиданий какое-то практическое значение?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория ожиданий» з дисципліни «Ефективність державного управління»