К сожалению, слишком многие считают творческую личность эксцентричной, а то и сумасшедшей, а многие ее черты — полную погруженность в дела или мысли, пылкость, тщеславие — неприемлемыми. Творческая личность часто ассоциируется либо с такими художниками, как Ван-Гог, с композиторами подобными Рихарду Вагнеру, с писателями вроде Скотта Фицжеральда, либо с известным образом рассеянного профессора. Иногда творческий акт кажется мистическим, недоступным пониманию простых людей. При таком представлении о творческой личности немногие организации согласятся терпеть ее у себя, даже при крайней необходимости. Но если руководство организации считает, что творчество можно пробудить почти в каждом, вместо вопроса: «Брать ли на работу творческую личность?» встанет другой: «Как сделать наших служащих творческими людьми?». Тогда возникает совсем иное отношение, иная атмосфера. Тогда находится время и место для творческих размышлений и начинают зак- Глава 18. Повышение производительности труда... 503 ладываться интеллектуальные, психологические и культурные основы творчества. Утвердившаяся в организации культура очень сильна. Культура, не препятствующая творчеству, а поощряющая его, должна отвечать следующим требованиям. • Она уважает любознательных. Люди задают вопросы, чтобы узнать то, что хотят знать, и то, что им нужно знать, а не высказывать догадки. Они свободны настолько, что не боятся спрашивать, ошибаться и заблуждаться. • Она не требует унификации. Людям нравится приходить в офис в удобной для работы одежде, работать в часы, когда лучше всего работа-ется, иметь право сказать «нет», раскачивать лодку, которую надо раскачать, предлагать новые способы, позволяющие лучше делать дело. • Она не требует единственно верных ответов. Главное — найти столько решений проблемы, сколько можно, выдать столько идей, сколько можно, пусть лишь пара из них окажутся верными. • Она не провоцирует конкуренцию между сотрудниками. Чем больше сил отдается соперничеству ради выживания, тем меньше их остается для творчества. Как утвердить в организационной культуре ценности, развивающие творческий подход и помогающие стать творческой личностью? Конкретный ответ зависит от конкретной организации, сложившейся в ней атмосферы, работающих в ней людей. Вот несколько самых общих способов, с помощью которых менеджмент может помочь творческой работе. • Признавать и вознаграждать тех, кто задает вопросы, активных, наблюдательных людей, склонных к прогнозам и предсказаниям, даже если они назойливы, как «адвокат дьявола». • Поощрять творческую деятельность каждого, а не только «звезд». • Уважать стремление к знанию, побуждая людей учиться тому, что выходит за рамки их специальности. Взрослые обычно прекращают учиться, став специалистами в своей области. Приобретая знания в разных областях, овладевая новыми методами, вырабатывая новую точку зрения, люди расширяют свои творческие возможности. Инженер, пройдя курс психологии, вступает в новый мир с обновленным сознанием, обогащенным творческим потенциалом, и, кроме того, обретает новое качество как технический специалист, научившись решать сложные, важные для его профессиональной работы «человеческие проблемы». • Внушать стремление к открытиям. Одна необычная юридическая контора имеет обыкновение приглашать на ланч поэтов, художников и композиторов, чтобы они рассказали о своей работе. • Внимательно относиться к энтузиастам и людям, погруженным в размышления. Помнить о табличке, которая висит на «фабриках мысли»: «Тихо, люди думают!» 504 Часть III. Человеческие ресурсы • Отвести время для творчества, не считать его хобби или посторонним занятием. Сколько лет уйдет, чтоб написать роман в часы, оставшиеся от работы? И станет ли такой роман событием в литературе? • Выделить необходимые для творчества ресурсы — время, деньги, место, людей, технику. • Помнить, что творчество связано с риском, и знать, что некоторые ресурсы будут потрачены неэффективно. Творчество — эксперимент, предполагающий неверные шаги и неожиданные осложнения. Но выгоды даже от единичных результатов творческого процесса в эффективности и производительности деятельности'организации значительно превышают издержки. • Терпеть нарушения порядка^ Если кто-то предпочитает явиться на работу в четыре утра и уйти в полдень, проработав это время с максимальной отдачей, не надо требовать от него соблюдения «нормального» рабочего графика. • Набраться терпения. Руководитель организации должен научиться ждать творческих результатов, оставив надежды на немедленное удовлетворение своих желаний. В обществе, живущем сиюминутными запросами, сделать это нелегко. • Пусть люди радуются тому, чему хотят. Не все выигравшие в лотерею тратят деньги на одно и то же, не для всех подходит одна награда и одно удовольствие. Решив развивать творческий подход, организации лучше всего начать с самоанализа. Инициатива должна исходить от руководства, которому следует выявить творческие возможности в каждой сфере деятельности, проанализировать, где они выше, где ниже, и почему. Если окажется, что ничто не препятствует творчеству и никто его не боится, руководство должно отменить частные ограничения, дать людям творческую свободу и заставить их оценить свои творческие возможности. Проблема, которая встает перед таким руководителем, лучше всего сформулирована еще Макиавелли в знаменитой работе // Principe (1513): «Нет ничего труднее, опаснее и рискованней, чем вводить новый порядок, ибо новатор получает врагов в лице всех, кто был доволен старым, и вялых союзников в лице всех, кто, может быть, будет доволен новым».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поощрение и поддержка творчества» з дисципліни «Ефективність державного управління»