1. Творчество — процесс не случайный, а осознанный. Люди, занятые творческой деятельностью, стремятся создать что-то новое — план, идею, продукт, услугу, гипотезу, политику, систему, рабочий процесс. Это стремление может породить среда, образ мышления, воспитание, семейные традиции, поддержка коллектива, успех, социальные ценности. Огромное значение для стремления развить и проявить свои творческие способности имеет сложившаяся в организации атмосфера. 2. Творческий человек хорошо знает свое дело. Творческой свободой обладают образованные люди с обширными профессиональными познаниями, составляющими основу их интеллектуальной деятельности (научная, инженерная, управленческую теорию и практику, принципы музыкальной композиции и пр.). Эти познания задают и соответствующие профессиональные рамки для творчества и отправную точку для творческого развития теории и практики в сфере профессиональной деятельности. 3. Творческий человек стремится к открытиям. Благодаря творческой направленности и профессиональным знаниям, как правило, повышается способность решения проблем, однако творчество лежит в другом измерении: в открытии. В процессе открытия творческий человек весьма смутно представляет себе, что в конце концов получится, творческий процесс сам по себе есть способ исследования, когда умственная и духовная деятельность — размышления, мечты, ощущения — взаимодействует с внешними явлениями — образами, звуками. 4. Творческое мышление — самовоспроизводящийся процесс; одни идеи порождают другие. В процессе открытия человек погружается в фантазии, создает аналогии, порождает абстракции; он отдается подсознанию, дневным и ночным грезам, и его мыслительная работа не прекращается никогда. Если государственная организация хочет усовершенствовать свою деятельность, полезно предложить служащим придумать девиз или метафорический лозунг, например: «Мы пляшем изо всех сил». Это даст некую добавочную точку зрения, благодаря которой можно активно вовлечь людей в процесс преобразований и заставить выдавать идеи, которые помогают поставить перед организацией новые цели. 5. Мыслительный процесс усиливается, когда творческий ум уже не ограничивает ни время, ни пространство, ни место, ни знания, ни очевидные истины. Движущийся к открытию человек ясно видит все препятствия, несоответствия, банальности и ложь. Рушатся барьеры, отбрасывается рутина. В частных фирмах рабочие группы, занимающиеся исследованиями и разработками, нередко играют в игру «что если». Что если наша проблема заговорит, что бы она нам сказала? Что если бы нашу проблему можно было съесть, какой бы она была на вкус, на вид, чем Глава 18. Повышение производительности труда... 501 пахла? Что если наши допущения ошибочны, какими были бы другие, правильные? Метод генерации идей состоит в том, чтобы вывести мысль за привычные рамки. 6. Творчество — свободный процесс, а свобода зависит от структуры. Имея жизненную потребность и профессиональные познания, работая в благоприятствующей оригинальному мышлению обстановке, можно отдаться творчеству. Очень трудно стать творческой личностью, не имея интеллектуальной, физической, культурной и психологической опоры. 7. Удовлетворение — побочный продукт творчества. Творческий ум не ищет ни денег, ни славы, им движет стремление к новому. Это надо правильно понимать: не то чтобы творческому человеку не нужны были деньги, но деньги — не главное, что ему нужно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Почему люди обращаются к творчеству?» з дисципліни «Ефективність державного управління»