Производительная деятельность профессиональной организации имеет определенные характеристики, которые можно измерить. Среди прочего, к ним относятся, например, приближение к четко сформулированной цели или решению задачи, продуктивное использование рабочего времени или время, затраченное на повышение профессиональной квалификации. Творчество по самой своей природе не поддается количественной оценке. Измеримые характеристики производительности можно оценить с помощью коэффициентов, линейных графиков или приростных показателей. Однако, по мнению менеджеров организаций как государственного, так и частного сектора, творчество нельзя измерить каким-либо способом; это не последовательный поступательный процесс, а всегда неожиданность, прорыв, логический скачок, озарение [136]. Вместо того чтобы пытаться оценить или измерить творческий потенциал, гораздо полезней выявить и классифицировать уровни творческих возможностей, которые открываются для работающих в организации специалистов. Выделим три вида деятельности. • Непосредственные профессиональные услуги (юридические, медицинские, инженерные, архитектурные, социальной службы и пр.). • Руководство специализированными работами или профессиональной деятельностью. • Совершенствование рабочих процессов и структуры профессиональных организаций. В табл. 2 приводится описание шести типов задач, решаемых в рамках каждого из этих видов профессиональной деятельности. Чем больше задач, указанных под номерами 5 и 6, а в некоторых случаях и 4, приходится решать специалистам и менеджерам, тем больше у них возможностей для творчества.
Таблица 2 Рост возможностей для творческой деятельности*
Совершенствование трудовых процессов и организационных структур
Глава 18. Повышение производительности труда... 497 При решении задач шестого уровня в каждой сфере, описанных как «смена парадигмы», любая деятельность обязательно связана с творчеством. Не все допускают своих сотрудников на этот уровень, где радикально меняются способы решения проблем, профессиональные стандарты и методы работы. Организация может поставить на этом пути официальные барьеры, ввести стратегические, нормативные и процедурные ограничения. Организационная культура может препятствовать проведению (и даже самой мысли об их необходимости) кардинальных реформ. Представленное в табл. 2 описание не полностью охватывает деятельность высшего руководства. Его задача — убрать барьеры, препятствующие творческой деятельности специалистов и менеджеров среднего звена, открыв возможности для полного проявления творческих способностей в каждой сфере. Анализ творческих возможностей сразу в нескольких сферах полезен для поисков способов стимулирования творчества там, где его ограничивают условия, контролировать которые организация не способна. Хороший пример — архитекторы, служащие в трех разных ведомствах, о которых шла речь выше. Архитектор, служащий в организации, занятой разработкой проектов общественных сооружений, имеет больше творческих возможностей в профессиональной сфере, чем архитектор, работающий в инспекции по контролю готовых проектов на предмет соблюдения установленных архитектурных и строительных норм.Если организация ничем иным не ограничивает деятельность архитектора-проектировщика, он имеет широчайшие возможности для творчества, решая задачи пятого-шестого уровней в сфере непосредственной профессиональной деятельности. Архитектор-инспектор, который решает, соответствует ли представленный ему проект строительному законодательству, иногда имеет возможность, выполняя свои технические профессиональные обязанности, выйти на четвертый уровень, но обычно работает на третьем просто из-за характера своей деятельности. Архитектор-аналитик, рассматривающий разработанные внештатными архитекторами-консультантами проекты общественных сооружений, может существенно повлиять на окончательное решение, внести изменения с учетом назначения и стоимости постройки, и его творческие возможности в профессиональной сфере окажутся где-то посредине по сравнению с проектировщиком и инспектором. Когда же речь идет о руководящей деятельности, перед архитектором-аналитиком открывается больше творческих возможностей и он выходит на пятый-шестой уровень, работая над сложными проектами, где возникают существенные проблемы, связанные с разработкой графиков и оценкой затрат на строительство. Если деятельность специалиста затрагивает трудовой процесс, все три архитектора, даже инспектор, должны иметь возможность изменять и совершенствовать его на пятом-шестом уровне. Строительное законодательство и ориентировано главным образом на 498 Часть III. Человеческие ресурсы рабочий процесс; инспекторы, часто сталкиваясь с невыполненными обязательствами, работают неровно, с задержками и проволочками, их услуги дорого обходятся потребителям (проектировщикам, строителям). Поэтому инспектирующим организациям полезно предоставить своим работникам больше творческих возможностей для совершенствования процессов труда. Этот пример показывает, что, даже если творческий подход сдерживается самим характером работы, организация должна искать и открывать для своих специалистов творческие возможности. Так, поощряя творчество, даже организация, контролирующая строительные проекты, может постоянно совершенствовать свою деятельность силами архитекторов-аналитиков, инженеров, менеджеров и других работников. Но нет никакой гарантии, что организация, имеющая «естественные» для создания творческой атмосферы возможности, добьется успеха. Ведь архитекторы и инженеры государственной проектной организации, если они работают в условиях массы запретов и ограничений, определяемых в том числе и сложившейся организационной культурой, способны выдавать топорные, доморощенные проекты, несмотря на компьютерную технологию и отсутствие видимых препятствий для творчества. Любая организация в состоянии проанализировать профессиональную деятельность всех трех типов, чтобы найти в каждой из них оптимальные творческие возможности и использовать их в полной мере. Эту инициативу должно проявить высшее руководство, долг которого — поощрить творческий подход и открыть творческие возможности перед менеджерами среднего звена и специалистами. Главное, чтобы менеджеры среднего звена и специалисты получили возможность творчески руководить работой, а высшее руководство — возможность руководить творческой работой в организации. Это существенное различие. Творческий менеджер сам — творец, лично вкладывающий творческое содержание в решение управленческих задач. В то же время, управление творчеством — это облегчение творческого процесса, создание условий для творчества других. Одна из важнейших задач руководителей, считающих своей задачей развитие творчества, — разглядеть и снять организационные барьеры, препятствующие творческому подходу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Творческие возможности» з дисципліни «Ефективність державного управління»