Поскольку одни предложения осуществить легче, чем другие (скажем, требующие больших затрат), руководству полезно разложить их по «пакетам» или распределить по «уровням», учитывая сложность, время и затраты. Пакет «легких» рекомендаций можно рассматривать отдельно, подсчитывая выигрыш от мер, которые можно провести быстро и без особых затрат. О пакете «потяжелее» надо судить, решая, стоят ли возможные результаты требуемых затрат средств, времени и сил. Если рекомендуемые меры сократят долю рабочего времени, которую специалисты затрачивают на низкоквалифицированную работу, надо решать, на что направить высвободившиеся рабочие часы. Можно посвятить это время повышению производительности (дать возможность инженеру закончить больше проектов), или эффективности (отвести больше времени для непосредственной работы на объектах, обеспечивая надлежащее качество работ), или тому и другому. Когда пакет рекомендаций готов для анализа, следует продумать различные сценарии осуществления намеченного. Тогда руководство получает возможность выявить перспективы и выбрать оптимальный вариант. Можно выбирать не только между производительностью и эффективностью, но и между различными аспектами эффективности, такими как качество и оперативность услуг. Для инженерного труда, например, эффективность и оперативность — две стороны одной монеты. Если повы- Глава 17. Оценка и анализ производительности труда... 461 сится эффективность труда инженера, то он сможет заканчивать проекты быстрее, и в целом тот же штат инженеров за тот же период времени выдаст больше готовых разработок. И все же альтернатива есть. Руководству, например, придется решать, на что потратить время инженера, сэкономленное за счет сокращения объема работ по поиску, копированию и заполнению документации — работу на объектах и повышение квалификации (в пользу качества), или на руководство проектом (в пользу эффективности и оперативности). Наконец, руководство должно учитывать возможность использования свободного времени в пользу таких важных, но неявных факторов эффективности, как профессиональный рост и творчество. «Общее» развитие может дать образование, которое не столько знакомит со специальными предметами, сколько удовлетворяет личные профессиональные интересы людей, желающих глубже понять ту или иную область, получить возможность учить и направлять других, обеспечить себе продвижение по службе. Сам специалист должен анализировать и оценивать свои успехи, результаты профессиональной подготовки, то же самое требуется и от его руководителя, который обеспечивает должностное продвижение или перемещение. Профессиональному росту помогает работа в специальных коллективах, занимающихся стратегическими исследованиями, совершенствованием технологии, поисками новых способов ее использования; в комитетах с участием представителей профсоюзов и администрации; посещение конференций, возможно, в качестве представителей профессиональных организаций; повышение образования в областях, непосредственно не связанных с текущей деятельностью. Все это позволяет специалистам работать над новыми проблемами, продвигаться по службе, повышает мотивацию, открывает новые перспективы как внутри, так и вне организации. Повышение квалификации, в том числе работа в специальных исследовательских рабочих группах, развивает творческий потенциал сотрудников. Есть и другие возможности направить дополнительное время на развитие творческих способностей специалистов. Можно выделять час-два в неделю или полдня в месяц на неформальные собрания профессионального штата (лучше всего вне офиса) для обмена мнениями о работе, попыток совместного решения той или иной проблемы. Можно, кроме того, предложить людям свободно собираться и проводить какое-то время вместе, или просто самостоятельно поработать над тем, что им нравится и не входит в их должностные обязанности. В любом случае творческий подход сам собой не рождается. На все это нужно время.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пакеты рекомендаций и выбор альтернатив» з дисципліни «Ефективність державного управління»