СОЧЕТАНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОЙ И КОНСЕРВАТИВНОЙ АЛЬТЕРНАТИВ
Практически каждый университет в США представляет собой пример сочетания государственных и частных ресурсов, по крайней мере, любой так называемый частный университет. Примерно половина их средств поступает в виде платы за обучение студентов и аспирантов, а другая половина в виде государственных грантов. Примерно в таком же положении находятся и государственные университеты, благосостояние которых ныне в гораздо большей степени, чем раньше, зависит от средств, поступающих в виде платы за обучение студентов и аспирантов. Различия между государственными и частными колледжами США все больше стираются. Они получают средства из многих частных источников (плата за обучение) и государственных фондов (либо непосредственные денежные вливания от государственных органов, либо различные виды косвенной помощи от федеральных властей на развитие образования). В наибольшей степени это касается грантов от государственных учреждений на проведение научных исследований. Следует заметить, однако, что университеты, в которых хорошо поставлена научно-исследовательская работа, получают больше специальных грантов. Более мелкие колледжи получают значительно меньше крупных грантов, но в процентном отношении к их годовому бюджету эти деньги могут достигать значительной величины, которую, конечно, нельзя сравнивать с теми огромными деньгами, что выделяются крупным государственным университетам. В табл. 2 представлена одна из разновидностей СОР, включающих объединение позиций либералов и консерваторов в той части, где они взаимно не исключаются. Либералы выступают за то, чтобы государственные школы и университеты содержались за счет государства и были открыты для всех желающих учиться. Консерваторы — за частные более закрытые элитные учебные заведения. Есть государственные университеты, в число студентов которых зачисляются всего лишь 10% наиболее подготовленных абитуриентов из всего контингента потенциальных студентов. В этом их можно считать большими снобами, чем большинство вто- Таблица 2 Соединение государственной и частной систем образования
Глава 14. Методы поиска супероптимальных решений 389 роразрядных, но престижных учебных заведений северо-востока страны, и уж тем более колледж в Лейк Форест, считающийся снобистским учебным заведением штата Иллинойс, но принимающего в число студентов людей с более низким уровнем подготовки, чем Иллинойский университет. Такие государственные университеты, как Беркли, Мичиганский и Висконсинский являются ныне самыми большими снобами в стране. Их даже нельзя сравнивать в этом смысле с небольшими, полностью частными гуманитарными колледжами, которые не могут похвалиться высоким интеллектуальным потенциалом и престижем. В то же время, те небольшие гуманитарные колледоки, которые перестали быть частными, в значительной мере зависят от государственных средств. Таким образом, американская система высшего образования отвечает целям консерваторов уже тем, что допускает существование аристократических учебных заведений, которым могут позавидовать во всем мире. В то же время эта система отвечает и целям либералов, поскольку она открыта для всех слоев населения, а не только для детей аристократов или людей с «чистой» этнической родословной. Она также отвечает целям либералов, поскольку служит общественным интересам. Можно смело утверждать, что американская система высшего образования является воплощением СОР не просто потому, что удовлетворяет и либералов, и консерваторов, а потому, что по праву считается самой эффективной в мире. Это хорошо подтверждает одно газетное сообщение, в котором говорится, что почти 90% представителей высшего китайского руководства посылают своих детей на учебу в Америку. Это говорит о том, что китайцы считают, что американские учебные заведения стоят того, чтобы посылать туда своих детей, из которых могут получиться прекрасные инженеры, ученые, бизнесмены и т.п. Это самый настоящий комплимент нашей системе образования. Область высшего образования служит примером прекрасного сосуществования систем, поддерживаемых средствами из государственных и частных источников. Еще одним примером является система распределения оборонных заказов, когда правительство выкладывает кучу денег, а выигрывают от этого частные акционеры. Система распределения оборонных заказов не может служить примером эффективной организации экономической жизни. Это пример в высшей степени субсидируемой отрасли, которая может полностью обанкротиться, случись ей иметь дело исключительно с частным сектором. Системе высшего образования есть следующие альтернативы. 1. Частный сектор или, лучше сказать, частные учебные заведения. Это предложение исходит от консерваторов. Следует заметить, что до последнего времени в Англии и большинстве стран Западной Европы существовала практически только такая система. 2. Государственные учебные заведения. Это решение предлагается либералами. Все крупнейшие американские университеты США, кроме располо- 390 ?ость П. Измерение и анализ женных на восточном побережье, являются государственными (за исключением Северо-западного и Чикагского университетов, на территории, простирающейся между вузами северо-востока и Стэнфордским университетом, практически нет крупных частных университетов). На запад от Гарварда, Ейла, Принстона и Пенсильванского университета, который теоретически до сих пор остается частным, практически не найти крупных частных университетов. Стэнфорд является единственным исключением на западном побережье. Кроме него, там нет ни одного частного университета с мировой славой. 3. Если занять компромиссную позицию, страна должна иметь сколько-то частных, но в основном — государственные вузы. Именно так обстояло дело в XVIII в. и в начале XIX в., когда в США еще не было развитой системы университетского образования. 4. СОР (хотя оно еще и требует улучшений) представляет собой смешанную систему, которой мы располагаем. Это означает, что каждый крупный частный вуз получает от государства большие деньги. Ведущим частным университетом в США считается Гарвардский. Вероятно, он получает больше государственных средств, чем любой государственный вуз страны, за исключением, может быть, Мичиганского, Иллинойского университетов, университета в Беркли и еще пары других. Государственные деньги текут туда, где работают классные преподаватели. При этом не имеет значения, частное это заведение или государственное. Можно смело сказать, что Иллинойский университет просто не смог бы существовать, если бы не получал пожертвований от своих бывших студентов и не брал бы высокую плату за обучение, с чем никогда бы не примирился А. Линкольн, установивший систему земельных грантов колледжам. Однако высокая плата не слишком обременительна, поскольку студенты, которые не в состоянии платить за учебу, могут получить финансовую помощь. Таким образом, СОР предусматривает выделение государственных средств частным вузам и средств из частных источников государственным, что создает ситуацию большого числа самых разных источников средств и обеспечивает превосходство американской системы высшего образования в мире. Можно также отметить некоторое смешение в смысле существования демократических правил, допускающих прием студентов, независимо от их расовой, классовой принадлежности или наличия протекции, но в тоже время строжайший отбор по способностям, что удовлетворило бы самого ярого сторонника элитарного образования в Великобритании. Например, лучшие студенты университета в Беркли сдают вступительные и текущие экзамены гораздо лучше, чем самые успевающие студенты Оксфорда и Кембриджа. Профессорско-преподавательс- Оценка политики в области применения смертной казни
392 Часть П. Измерение и анализ кий состав этого университета также делает больше для развития науки, чем их коллеги из Оксфорда и Кембриджа. Итак, ставятся следующие цели: а) высокообразованное население; б) университеты, которые создавали бы новые знания; в) система образования не должна быть слишком дорогой, с позиций как студентов, так и налогоплательщиков; г) образование должно быть доступным каждому независимо от происхождения. Эти цели представляют собой, соответственно, два критерия технической эффективности: один критерий экономической эффективности и один — социальной справедливости6.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЧЕТАНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОЙ И КОНСЕРВАТИВНОЙ АЛЬТЕРНАТИВ» з дисципліни «Ефективність державного управління»