В табл. 1 приведены варианты решения жилищной проблемы для малообеспеченных слоев населения и шесть критериев их оценки. Судя по различным вариантам реализации данной цели, самой лучшей представляется существующая система строительства государственных многоквартирных домов. Однако здесь есть одна сложность. Беда в том, что служащие государственных жилищно-эксплуатационных организаций не желают иметь дело с такими жильцами. Соответственно из множества путей реализации данной цели наилучшим представляется вариант с частичной компенсацией платы за жилье в частных домах. Однако и против такой политики имеются возражения, поскольку для ее реализации требуются дополнительные средства из федерального бюджета. Конечно, можно было бы передавать жилье малообеспеченным в личную собственность, если бы эта программа находилась в ведении министерства жилищного строительства и городского развития. Они бы требовали проведения своевременного ремонта домов, не думая при этом об упущенных комиссионных, и не пытались бы давать взятки агентам по оценке недвижи- Таблица 1 Оценка вариантов предоставления жилья бедным
Примечание. Либералы отказались от своих прежних предложений по крупномасштабному жилищному строительству вследствие его полной нестыковки с целями, которых, как они считали ранее, можно достичь с помощью крупномасштабного жилищного строительства. * Лучшая из консервативной, либеральной и нейтральной альтернатив. ** Лучшая среди всех альтернатив, включая СОР. Глава 14. Методы поиска супероптимальных решений 385 мости для недопущения потери права выкупа заложенного имущества, закладные по которому гарантируют федеральные власти. Существует еще один вариант, заключающийся в том, чтобы ничего не делать в плане жилья для бедных. На первый взгляд, особенно с позиции налогоплательщика, такая политика достаточно привлекательна. Однако в результате могут появиться трущобы, что потребует гораздо больших жертв от налогоплательщиков, чем выделение средств на создание приемлемых жилищных условий. Программа жилья для бедных показывает, что по сравнению с государственным частный сектор может достаточно эффективно, недорого и справедливо решать эту проблему. В данном контексте государственное жилье означает жилые дома для малообеспеченных людей, находящиеся в государственной собственности. Частное жилье подразумевает выделение субсидий частному сектору в счет компенсации платы за жилье, предоставляемое бедным. Что касается технической эффективности, то программы государственного жилья проигрывают в сравнении с программами, предусматривающими компенсацию квартирной платы. Начиная примерно с 70-х годов масштабы государственного жилищного строительства в США оставались практически неизменными. Более того, наблюдалось даже существенное сокращение государственного жилого фонда, например физическое разрушение старых жилых кварталов для бедных в Сент-Луисе. Эти дома считали банкротами в том смысле, что затраты на их содержание превосходили экономические или неэкономические выгоды, которые могли бы служить оправданием их дальнейшего сохранения. С другой стороны, частный сектор готов строить неограниченное количество жилья для бедных до тех пор, пока эти люди, получая компенсацию, будут в состоянии платить за него. С точки зрения экономической эффективности программы государственного жилья обходятся недешево. Первоначально считалось, что можно сэкономить за счет строительства многоэтажных домов, которые занимают меньше дорогой земли, в которых потолки служат полами и множество общих стен. Но отсутствие отдельного жилья не способствовало развитию чувства собственности или владения. А это приводит к случаям вандализма и сокрытия подобных фактов. В то же время, компенсация платы за жилье позволяет экономить средства за счет: (1) использования имеющегося жилого фонда и, следовательно, отсутствия затрат на новое строительство, 2) стимулирования более бережного отношения к жилью, что снижает затраты на его содержание, которые в противном случае повышали бы размеры средств, выделяемых на эти цели, 3) роста самосознания причастности жильцов, что способствует сокращению выплат на социальное обеспечение и снижению уровня преступности. 13-966 386 Часть II. Измерение и анализ Что касается социальной справедливости, то при выделении государственного жилья бывают случаи дискриминации белых бедняков и сегрегации черных. Дискриминация белых происходит из-за того, что государственные дома строятся преимущественно в районах для чернокожих; в результате дома часто заселяются исключительно чернокожими. Следует, однако, заметить, что правом на компенсацию обладают в равной степени и белые, и черные. Здесь важно также то, что пособия способствуют сближению людей разных этнических групп и классов, в то время как жители крупных государственных домов не очень-то сходятся со своими соседями, особенно в районах, населенных белыми или представителями среднего класса. Строительство и распределение государственного жилья известно также тем, что роль общественности в этом процессе практически сведена на нет, процедуры оформления часто непредсказуемы вследствие бюрократизма и произвола соответствующих государственных учреждений. В то же время при получении компенсаций на жилье человек чувствует себя гораздо увереннее. Для либералов программа компенсаций служит также доказательством того, что о малообеспеченных худо-бедно заботятся, а для консерваторов она является еще одним доказательством больших возможностей частного сектора.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕЙТРАЛЬНЫЙ БЛАГОДЕТЕЛЬ» з дисципліни «Ефективність державного управління»