Вместо расчетов коэффициента «затраты—выгоды» многие аналитики предпочитают расчеты нормы прибыли на инвестиции или внутренней нормы окупаемости, принятые в частном секторе. Определяя эту внутреннюю норму, аналитики исключают те проекты, для которых ее значение меньше вмененных затрат капиталовложений, т.е. нижней границы коэффициента. Рассмотрим пример некоторого проекта с начальной стоимостью в 20000 долл., ежегодными затратами в 10000 долл. и ежегодными выгодами в 13000 долл. Доход по проекту получают в конце каждого финансового года; предполагаемый срок реализации проекта — 10 лет и в конце этого периода не планируется получать какие-либо остаточные выгоды. Затраты и выгоды по проекту представлены в виде следующих денежных потоков:
Для нахождения внутренней нормы окупаемости определим такой коэффициент дисконтирования, при котором чистая приведенная стоимость равна нулю. Ниже показаны четыре возможных значения коэффициента дисконтирования и внутренней нормы окупаемости для рассмотренных денежных потоков.
В этом примере коэффициент дисконтирования, равный 10,41%, приводит дисконтированные затраты и выгоды к равенству, т.е. чистые затраты и выгоды почти равны нулю. Внутренняя норма дисконтирования для данного временного ряда финансовых показателей (платежи по контрактам строительным подрядчикам и т.п., т.е. поток затрат, с одной стороны, и поток получаемых выгод, т.е. финансовых поступлений, — с другой) соответствует такому значению коэффициента дисконтирования, при котором приведенная стоимость потока поступлений равна приведенной стоимости потока платежей. Нахождение приемлемых значений внутренней нормы дисконтирования — это задача исключения из рассмотрения всех тех значений коэффициента дисконтирования, при которых два этих потока оказываются неравными. Рассмотрим в качестве иллюстрации три проекта, рассчитанные на 10 лет каждый, с различными денежными потоками (долл.):
Коэффициент дисконтирования, %
При потребностях в значительных средствах проекты вряд ли будут реализованы (даже при высоком отношении выгод к затратам); это справедливо и для высоких значений внутренней нормы окупаемости, особенно когда бюджет ограничен. Например, бюджет, ограниченный суммой в 358 Часть П. Измерение и анализ 15000 долл., просто не обеспечит ни одного из приведенных проектов, вне зависимости от соответствующих значений внутренней нормы окупаемости. Таким образом, расчет внутренней нормы окупаемости капиталовложений ограничивает круг возможных для реализации не только теми проектами, по которым значение соответствующего коэффициента выше минимального или выше коэффициента, соответствующего вмененной стоимости инвестиций, но и теми проектами, которые государственные органы могут себе позволить исходя из элементарной ограниченности финансовых средств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение внутренней нормы окупаемости проектов» з дисципліни «Ефективність державного управління»