ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Э. Сахмэн [854] проводит различие между оценкой и оценочными исследованиями. Первая, по его словам, применяется при общем подходе к социальным процессам, позволяя судить об их достоинствах. Она важна для анализа всех форм социального поведения, будь то поведение отдельной личности или сложной организационной структуры, и не требует каких-либо систематических процедур сбора и представления данных, обосновывающих вынесенное суждение. Оценочные исследования, напротив, тесно связаны с научными методами и средствами. В рамках оценочных исследований общепринятые методы сбора и анализа информации используются не для демонстрации, а для доказательства достоинств той или иной программы [854. — Р. 7]. Согласно Вай-ссу, цель оценочных исследований — обеспечить необходимую для принятия решений по той или иной программе информацию [925]. Государственные агентства призваны обеспечивать достижение целей, сформулированных на политическом уровне. Значение и достоинства этих целей анализируются с политической точки зрения политиками, философами, социологами. Перед администрацией стоит другой вопрос: как достичь этих целей, извлекая максимум возможного из наличных ограниченных ресурсов? Оценочные исследования помогают менеджменту оптимально распределять и эффективно использовать ресурсы и в то же время дают политикам необходимую для пересмотра целей и приоритетов аргументацию. Поскольку оценка программы вне политического контекста невозможна, попытки провести такую оценку способны существенно осложнить практическую работу администрации, указывая на неотложную необходимость реформ, недостатки в работе агентств, ошибочные сужде- 282 Часть II. Измерение и анализ ния, безответственность. Во избежание лишних проблем губернатору Канзаса, например, порекомендовали прекратить предпринятые Управлением безопасности дорожного движения попытки проверять систему выдачи водительских прав. Советник губернатора заявил, что если система работает, ее нечего оценивать, а если не работает, средств на реформирование все равно нет [352]. Аналитики, выносящие оценки, успешнее всего выступают в роли критиков, указывая, где и когда организация потерпела неудачу, не сумев достичь поставленных целей, где и когда возникли отрицательные побочные эффекты, которые перевесили положительный результат. . И все же растущие требования повысить ответственность государственных структур перед обществом, необходимость наращивать объем услуг и повышать их качество, негативная реакция на повышение расценок и налогов заставляют администрацию обращаться к оценочным исследованиям, чтобы обосновать запросы на государственные ресурсы. В настоящей главе хотелось бы показать, что, хотя оценки работы государственных организаций невозможно отделить от политики, можно существенно смягчить их негативное звучание, превратив их в имеющий практическую ценность для администрации инструмент повышения производительности. Таксономия классификации различных способов оценочных исследований разрабатывалась многими авторами. Э. Хаус, например, рассмотрев разнообразные подходы, предлагает матрицу, в которой на четыре группы разбиты восемь моделей: системный анализ, поведенческий подход, методология принятия решений, анализ без учета целей, критический подход, профессиональный, квази-правовой и ситуационный анализ [430]. Эти восемь моделей применяются по-разному в зависимости от четырех характеристик, к которым относятся основные группы заинтересованных лиц и населения, допущения, методология сбора данных и характер полученной информации. Моррис и Фиц-Гиббон предлагают менее сложный метод. Используя нормативный подход, т.е. определяя основной необходимый тип оценки, они разработали классификацию с использованием шести моделей: оценки целей, оценки принимаемых решений, оценки оперативной деятельности, оценочных исследований, оценки без учета целей и оценки негативных последствий [626]. Оценочные исследования рассматриваются здесь с точки зрения задач повышения производительности в государственном секторе, без затрагивания феноменологических и эпистемологических аспектов упомянутой выше таксономии. Мы говорим об оценочных исследованиях с точки зрения администрации, предлагая концептуальные рамки, позволяющие выбрать метод исследования в зависимости от целей оценки и перспективы, на которые ориентирован проводимый анализ. Глава 11. Исследования в области оценки производительности... 283 Джу Хоули утверждает, что в государственных службах существуют две противоположные тенденции: забота о результатах деятельности и внимание к процессам деятельности. Руководство, озабоченное результатами, ставит перед собой реалистические, измеримые цели с учетом имеющихся ресурсов и методов управления. Руководители, ориентированные на процесс, согласно Хоули, следят за структурой ресурсов, деятельностью в рамках программы, прохождением и использованием информации [936. — Р. 5]. Наше разделение анализа на целевой и перспективный согласуется с мнением Хоули, но мы считаем ориентацию на результат и на процесс хотя и самостоятельными, но не исключающими друг друга подходами. Предлагаемый подход представлен в виде рис. 1. Он поможет государственным менеджерам выбрать цель и наиболее подходящий к конкретной ситуации, соответствующий приоритетам, метод исследований, извлекая практическую пользу из полученных оценок. Этот подход не утратит своей ценности, даже если менеджер решит сменить и цели, и перспективы анализа, получив через обратную связь с заинтересованными лицами сигнал о том, что исследования дают неверные или запоздалые результаты. В рамках предлагаемого подхода можно вносить необходимые с изменением политического контекста коррективы, двигаясь в трех направлениях. Так, менеджер получает возможность не только учитывать эти изменения в процессе принятия решений, но и обосновать свой выбор стратегии оценки [683; 266].
Рис. 1. Цели и перспективы оценочных исследований 284 Часть II. Измерение и анализ Используя предложенный подход, ответственный руководитель может ясно сформулировать перед аналитиками и другими участниками процесса вопросы, на которые нужно ответить, и характер решений, которые нужно принять. Как замечает Сахмэн, «пожалуй, самый острый вопрос, который можно задать перед тем, как приступить к оценке, связан с ее влиянием на цели программы и принимаемые решения» [854. — Р. 55].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ» з дисципліни «Ефективність державного управління»