В концептуальных рамках модели системы перевозок можно разрабатывать и отбирать критерии, которые будут использоваться для контроля производительности. Менеджеры обычно предпочитают, чтобы некоторые из перечисленных на рис. 2 показателей выражались в абсолютных цифрах и коэффициентах, рассчитанных относительно других показателей, уровней производительности и общих результатов в транспортной системе. Некоторые производственные показатели, сгруппированные по важнейшим видам деятельности, приводятся в табл. 1. Список, конечно, далеко не полон, это лишь небольшой произвольный набор, позволяющий увидеть диапазон критериев оценки [263; 596]. Прежде всего в таблицу включены общие затраты, поскольку роль менеджмента почти всегда оказывается решающей, когда речь идет о ресурсоемкое™. Стандартные показатели, такие как пробег или время работы, связаны с основными элементами рабочих операций, и в систему мониторинга они часто включаются для характеристики эффекта масштаба. Критерии оценки различных качественных аспектов услуг, таких как процент автобусов, укладывающихся в расписание, процент маршрутов с пересадками, число дорожно-транспортных происшествий, процент сбоев в работе транспорта, имеют критическое для производительности значение, отражая связь между затратами, объемом и качеством услуг. Таблица 1 Некоторые производственные показатели для системы городского транспорта
270 Часть II. Измерение и анализ
Показатели производительности труда позволяют соотносить результаты работы с численностью работников, обеспечивающих их получение. Поскольку амортизацию автобусов точнее отражают показатели пробега, а не показатели рабочего времени, средний пробег в расчете на одного механика считается надежным показателем производительности труда подразделений техобслуживания, тогда как время пробега машин, отнесенное к числу водителей, точнее отражает производительность труда в сфере непосредственных услуг. Производительность самого автобуса измеряется и милями пробега, и часами работы на маршруте. Себестоимость связывает результаты со стоимостью ресурсов и определяется такими показателями, как затраты на милю пробега и на час работы машины. Эффективность зависит в первую очередь от потребления и выражается объемами перевозок. Точнее всего ее можно оценить по общему числу перевозок, однако для сравнения полезно знать и ежегодное число поездок на душу населения. Потребление услуг можно оценивать по общим доходам транспортной системы или по доходам от каждой поездки; эти данные, по крайней мере, частично, показывают, во что обходятся льготы по постоянным проездным для клиентов. Общую производительность можно также оценивать в показателях загрузки, отражающих степень использования мощностей системы в сравнении с фактическим объемом оказанных услуг. Так, для подсчета процента загрузки мощностей легко учесть число пассажиро-поездок на час работы машины, число пассажиро-поездок на милю пробега, количество миль пробега в расчете на число Глава 10. Контроль производительности... 271 занятых сидячих мест. Соотношение прибыли с объемом оказанных услуг может быть представлено показателями дохода на час работы машины. Наконец, показатели экономической эффективности отражают соотношение прямых результатов работы со стоимостью затраченных ресурсов, причем самый надежный показатель — затраты на одну пассажиро-поездку. Хотя в большинстве случаев общественные транспортные системы не способны к самофинансированию за счет полученной прибыли, в бизнесе понятие «предельной» эффективности затрат выражается с помощью отношения прибыли к затратам или с помощью процента возмещенных издержек. Кроме того; к показателям эффективности затрат относятся дефицит и общая стоимость перевозки одного пассажира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Производственные показатели» з дисципліни «Ефективність державного управління»