Недостаток любой дискуссии о приватизации состоит в том, что само значение этого термина далеко не однозначно, он используется для обозначения различного типа политических инициатив. Среди них могут быть передача заказов на предоставление товаров и услуг из государственного сектора в частный (путем заключения контрактов с частными фирмами или ваучеризации) при сохранении государственного финансирования, отстранение государственных структур от отдельных сфер под предлогом, что о них смогут позаботиться частные институты (предприятия, семьи, добровольные организации), а также распродажа государственных активов. Иногда приватизацией называют снятие государственного контроля за предоставлением частным сектором товаров и услуг (дерегуляцию). Нитью, связующей различные концепции приватизации, является идея, что неэффективность, неизменно характеризующую государственное управление, может быть преодолена путем подчинения товаров и услуг, традиционно предоставляемых государством, рыночной дисциплине. Предполагается, что конкуренция между предприятиями, их свобода от жесткой регламентации и процедурных ограничений, гибкость процессов найма, увольнения и компенсационных выплат создают немыслимые стимулы для повышения эффективности и снижения затрат, которые в государственном секторе просто невозможны. Приватизация преследует целью решение двух совершенно разных задач: с одной стороны, совершенствование процесса предоставления товаров и услуг путем использования преимуществ рыночного механизма, Глава 6. Государственное управление процессами приватизации 755 с другой — снижение или ликвидация государственной поддержки производства отдельных видов товаров или услуг (что иногда называют «сбрасыванием балласта»). В первом случае, приватизация не устраняет государственной отчетности но произведенным затратам — просто меняются агенты предоставляемых услуг. Средством осуществления такой политики выступает приватизированная, а не функциональная сфера государственных действий [834. — Р. 125]. Предметом приватизации может не подлежать «самая простая сторона процесса — функциональная. Осмысление, планирование, постановка целей и определение стандартов, контроль исполнения, оценка и корректировка—все это остается в ведении государства» [857.—Р. 307]. В этом случае государство сознательно идет на снижение или полный отказ от своей роли заказчика, субъекта управления, контроля и принятия решений в отдельных сферах предоставления услуг [857. — Р. 288]. Некоторые исследователи полагают, что это и есть «настоящая» приватизация, разрушающая коалиции, заинтересованные в росте государственных расходов в конкретных сферах и устраняет базу политической поддержки усиления государства [118]. Другие, напротив, полагают, что это «ложная» приватизация, поскольку, отказываясь от некоторых программ или функций, государство тем самым не приватизирует их; чтобы произошла приватизация, государство должно удостовериться, что соответствующие изменения, связанные с этими функциями, происходят и в частном секторе [857. — Р. 307]. В широком смысле слова приватизация включает в себя всякое снижение затратных или регулирующих функций государства. Те, кто отстаивает такую трактовку приватизации, часто преследуют идеологические или политические цели снижения роли государства в обществе. Нас же сейчас волнует продуктивность; мы исходим из предположения, что государство сохраняет ответственность за определенные виды деятельности или функции, а также финансирует их. Вопрос в следующем: что эффективнее—непосредственное производством государством некоторых видов товаров и услуг, или же передача этой функции в частные руки путем заключения контрактов с частными фирмами, ваучерной системы, грантов, налогового кредитования или других налоговых льгот. Мы используем термин «приватизация» для обозначения передачи производства товаров и услуг из государственного сектора в частный. При этом финансирование и контроль за реализацией передаваемых функций или деятельности остаются за государством.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ» з дисципліни «Ефективність державного управління»