Лучшим способом усиления конкуренции, как правило, являются конкурсы, когда за право получения подряда на ту или иную работу борется несколько компаний. Однако есть много сильных компаний, поэтому лучше всего вести переговоры с несколькими самыми лучшими. Это относится, в частности, к передаче в частные руки тюрем, больниц, социальных и профессиональных услуг. Интересно отметить, что, судя по имеющимся данным, окончательная цена контракта не зависит от процедуры передачи подряда — в ходе переговоров или конкурса [235]. Идеально, если на каждый вид работ, передаваемых на подряд, есть много конкурентов. Один из способов привлечь на торги много участников, когда работы выполняются на значительной территории, состоит в том, чтобы разбить этот район на меньшие участки, причем каждый должен быть достаточно большим, чтобы можно было обеспечить эффект масштаба. Если характер работ не допускает территориального разделения, в них можно выделить несколько мелких функциональных единиц; легче всего этому поддаются канцелярская работа и обработка данных. Таким образом, желательно по возможности придерживаться политики заключения множества мелких контрактов, предоставлять больше времени потенциальным участникам конкурсов, шире оповещать компании о предстоящих торгах, предоставлять им больше информации, заключать много контрактов, чтобы не допускать зависимости от одного подрядчика и давать возможность большему числу конкурсантов получить желаемый подряд, а проигравшим — надежду попытать счастье в следующий раз; разносить контракты во времени, чтобы они заключались ежегодно, поддерживая постоянный интерес у потенциальных участников торгов; установить, что одновременно с любым из претендентов может заключаться достаточно много контрактов; наконец, своевременно решать воз- Глава 5. Приватизация и производительность 143 пикающие проблемы и оплачивать соответствующие счета, чтобы у подрядчиков не пропадал интерес к этому виду деятельности. Конкуренцию можно усилить еще больше, если одни и те же виды работ на данной административной территории выполняют одновременно государственные и частные организации, т.е. когда задействованы различные схемы организации работ. В таких случаях наибольший выигрыш получает общественность. Например, организованные подобным образом системы сбора бытового мусора действуют в Монреале, Миннеаполисе, Фениксе, Новом Орлеане, Канзас-Сити, Ньюарке и Оклахома-Сити. Одни районы города обслуживают по контрактам частные фирмы, другие — муниципальное управление. Получается, что городское управление конкурирует за право работать с частными фирмами. Такая распространяющаяся практика стала называться участием государственных организаций в конкуренции, которая приводит к повышению эффективности и снижению затрат (они становятся существенно ниже средних по стране). Городское руководство Миннеаполиса без устали создавало конкурентный климат и, приводя в пример эффективную работу частных компаний, смогло убедить госслужащих в необходимости перенимать методы их коллег из частного сектора , чтобы сравняться с ними по производительности [782]. В г. Феникс таким же образом выполнялись несколько видов работ [446]. Государственной организации следует участвовать в конкурсе, как и любым другим претендентам, однако при этом необходимо, чтобы в декларируемых ценах услуг учитывались все издержки. Для этого требуется определить дополнительные выплаты и долю накладных расходов. Обоснованность предложения госорганизации лучше поручать независимым аудиторам, удостоверивающимся, что они не получают субсидий. (Например, госорганизация может сбирать отходы, конкурируя с частными фирмами и преуспевать, назначая более низкие цены на свои услуги. Однако ее издержки при этом выше, чем цены услуг, поскольку за вывоз мусора на городскую свалку частные фирмы обязаны вносить определенную плату, тогда как муниципальная организация освобождается от нее. Конкуренция получается несправедливой: фактически жителям данного муниципалитета приходится в таком случае субсидировать клиентов такой госорганизации.) В условиях честной конкуренции эффективность государственной организации может служить мерилом эффективности частной компании и наоборот. Если появляются признаки снижения конкурентоспособности частного сектора, органы местного самоуправления могут расширить масштабы деятельности подведомственных организаций, отдавая меньше подрядов на сторону. Действительно, угроза остаться без заказов, висящая в равной мере и над государственным, и над частным секторами, 144 Часть I. Масштабы проблемы является наилучшим средством поддержания эффективности обоих на должном уровне. Всегда есть возможность перепоручить работу компании, которая не в состоянии выполнить ее, например, в результате забастовки или поломки оборудования. В Монреале такая схема доведена до совершенства — отработана четкая шкала платежей для покрытия расходов муниципалитета, если, к примеру, подрядчик не справился вовремя с уборкой снега на выделенной ему территории. Угрозы вмешательства муниципалитета, что действительно иногда случается, оказывается достаточно, чтобы гарантировать прекрасную работу нескольких десятков подрядчиков города. А то, что муниципальная организация выполняет лишь 10% всего объема работ, означает, что город без труда может при необходимости заменить любого подрядчика муниципальной организацией. Практика участия государственных организаций в конкурентных торгах широко используется и в Великобритании. С начала 80-х годов, когда по новому законодательству государственные дорожно-ремонтные организации стали конкурировать с частными фирмами, вести отдельные счета доходов и расходов и обеспечивать установленную норму прибыли на используемое капитальное оборудование, удалось значительно повысить качество содержания дорог [167]. Необходимо подчеркнуть, что заключение договоров с частными компаниями не обязательно влечет за собой конкуренцию. Например, социальные услуги часто передаются на подряд неприбыльным частным организациям, включая религиозные, без конкурса, путем выделения квот. Однако какой бы добросовестной ни была организация, такая практика вряд ли приводит к наиболее эффективному и надежному выполнению работ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Усиление конкуренции» з дисципліни «Ефективність державного управління»