Труд является главным фактором любой производственной деятельности. В условиях рыночных экономических отношений наемный труд становится товаром, который продается и покупается на специфическом рынке труда. Рынок труда можно рассматривать как на общенациональных, так и на локальных (отраслевых) уровнях. На общенациональном уровне спрос на труд находится в прямой зависимости от уровня развития национальной экономики, особенности структуры народного хозяйства, уровня производительности общественного труда. Предложение труда на общенациональном уровне определяется сложившейся демографической ситуацией в стране (численность населения, возрастной состав, образовательный уровень). На локальном уровне спрос на труд предъявляют предприниматели, набирающие работников на свое предприятие, а предложение труда образуется как сумма предложений своих услуг со стороны людей, желающих получить рабочее место. Спрос и предложение труда, соответственно, зависят от уровня его цены, которая и является факторным доходом фактора «труд». Уточним исходные экономические понятия, связанные с функционированием рынка труда. Прежде всего, отметим, что же именно является товаром на рынке труда. На этом рынке продается и покупается не труд как таковой (т.е. как особая целенаправленная деятельность в процессе производства), а способность человека к будущей деятельности, которая называется рабочей силой. Некоторые авторы вместо термина «рабочая сила» предлагают термин «услуги труда». Следует четко различать понятия «труд» и «рабочая сила», в то же время, учитывая, что в житейской практике, а иногда и в учебной литературе оба термина употребляются как синонимы. На самом деле цена труда есть форма проявления стоимости рабочей силы. Специфика товара «рабочая сила» (или «услуги труда») и формы его купли–продажи предопределяют следующие особенности этого рынка: продолжительные взаимоотношения между продавцом и покупателем в течение ряда лет в соответствии с договором найма; большая роль неденежных факторов в условиях найма – престижность работы, условия безопасности труда, гарантии занятости, моральный климат в коллективе; значительное воздействие на рынок так называемых институциональных факторов – профессиональные союзы, союзы предпринимателей, трудовое законодательство, государственная социальная политика. Спрос на рабочую силу, как и на любой ресурс, является производным, т.е. зависит от спроса на продукцию, которая будет произведена с помощью данного вида труда. Фирма, определяя количество работников, которые будут наняты, учитывает размер оплаты их услуг (цену фактора труда). Цена труда по общему правилу зависит от предельной производительности этого фактора, т.е. от объема выпускаемой продукции, который вызван использованием дополнительного работника при условии неизменности других факторов. Предложение труда на рынке исходит от желания временно не занятых наемных работников. При этом объем предложения определяется фактически произведением двух величин – количества работников и количества времени, в течение которого они согласны работать. Решение о выходе или не выходе на рынок труда каждый работник принимает индивидуально, руководствуясь соображениями оптимального распределения своего времени между занятостью в производстве с целью получения средств к существованию и свободным временем (досугом) с целью удовлетворения своих человеческих потребностей. Возникает ситуация, которая может быть теоретически разрешена с использованием положений теории потребительского поведения – максимизация полезности, получаемой от труда и досуга. При таком подходе возникает очень специфическая зависимость индивидуального предложения труда на рынке от уровня заработной платы (рис. 7.3).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рынок труда и теории заработной платы» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»