ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

«Провалы» рынка и «провалы» плана
Центральным вопросом постиндустриального этапа развития является эффективное соединение плана и рынка. Следует окончательно преодолеть сложившийся стереотип, связанный с их противопоставлением, и прийти к пониманию того, что развитая экономика предполагает наличие развитого государственного регулирования.
Важной проблемой институциональных преобразований является определение соотношения плановых и рыночных начал, используемых в хозяйственной системе. Следует понимать, что и план, и рынок представляют собой сложную совокупность институциональных ограничений, переплетенных таким образом, что разъединить их можно только в исследовательских целях. Задача этого «переплетения» состоит в том, чтобы на основе кооперации перераспределять функции регулирования для создания эффективной хозяйственной системы, соответствующей тому или иному этапу развития общества.
При проведении анализа плана и рынка следует исходить из того, что им присущи как различия, так и общие черты. Основываясь на институциональном подходе, отметим, что рынок представлен совокупностью институциональных ограничений, в рамках которых происходит деятельность хозяйственных агентов. Таким образом, рынок надо понимать не как некое стихийное хозяйство, а как разделенный на множество самостоятельных сегментов институт. Причем эти сегменты могут, как взаимно дополнять друг друга, так и быть относительно самостоятельными.
Рынок разделяется на две основные институциональные сферы — права собственности и деловые отношения (торговые сделки). Внутри них действуют свои институциональные ограничения, которые подразделяются на формальные и неформальные. Формальные включают законы и иные нормативно-правовые акты, а также деловые письменные контракты. К неформальным относятся общие нормы и межперсональные деловые связи.
Общее заключается в том, что в практике постиндустриального хозяйствования план и рынок выступают в виде единого метода регулирования экономики. Говоря о различиях, следует отметить, что план строится от общего к частному, при этом государственные интересы выступают в качестве приоритетных при определении направлений хозяйственной деятельности. Основной переменной здесь, как многократно отмечалось, является объем. План выступает как метод прямого воздействия на экономику. Продолжая характеристику плана, следует добавить, что он должен использоваться на различных уровнях. Фирмы, как субъекты рынка, не могут обойтись без составления собственных планов развития. Планирование, пусть на совершенно примитивном уровне, осуществляет и домашнее хозяйство. На уровне национального хозяйства также возникает потребность в планировании, как отдельных направлений, так и экономического развития в целом.
Рынок же движется от частного к общему, предполагая, что частные интересы являются приоритетными при осуществлении хозяйственной деятельности. В процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения и нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса. Важнейшим инструментом здесь является цена.
Институциональные преобразования государства и рынка начинаются с определения отправной точки, своеобразного связующего начала. Решения, касающиеся институциональных преобразований, следует принимать, опираясь на один из главных вопросов — вопрос собственности. Как показывает теория и практика, современное государство не должно брать на себя функции производства материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества. Однако государство для выполнения возложенных на него функций должно располагать собственностью, в том числе и на средства производства. Эта собственность призвана обеспечивать баланс экономических интересов и общих условий функционирования основных сфер жизнедеятельности государства. В этом и заключается особая важность определения доли государственного сектора в национальном хозяйстве.
Институциональные преобразования с целью соединения плановых и рыночных начал следует проводить таким образом, чтобы прослеживать, как выстраиваются институциональные формы в повседневном взаимодействии предпринимателей и персонала, как осуществляется доступ к экономическим ресурсам, контроль деятельности хозяйствующих субъектов, взаимосвязь между предпринимательскими структурами и общественными организациями и др.
Эффективные институты предполагают наличие множества разнообразных элементов, таких, как укрепление законодательной и нормативной базы, изменение регулирующей роли государства и консолидация государственной власти; реструктуризация предприятий и формирование эффективного собственника; создание новой финансово-кредитной системы и каналов для инвестиций; построение разветвленной хозяйственной инфраструктуры; развитие деловых и культурных отношений и укрепление доверия между хозяйственными агентами; реформирование трудовых отношений и создание действенной системы социальной защиты населения; совершенствование федерализма и взаимоотношений между центром и регионами.
Следует особо отметить, что институциональные изменения предполагают формирование стройной, эффективной и прозрачной системы государственного регулирования хозяйственной сферы, которая бы соответствовала не только тактическим, но и стратегическим задачам и условиям развития хозяйственной системы. Реализация этих условий требует преодоления упрощенного представления об объекте и субъекте управления и изменения характера информационной базы, необходимой для проведения многоуровневого комплексного анализа действующей хозяйственной системы.
В постиндустриальной хозяйственной системе роль рыночных методов приобретает тенденцию к снижению, а плановых — к росту (таблица 21.2).

Таблица 21.2

Факторы, указывающие на повышение значимости плановых
методов в регулировании постиндустриального системы хозяйства

Группа факторов Содержание факторов
1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора хозяйства 1. Ограничение «стихийности»
2. Обеспечение производства общественных товаров
3. Увеличение уровня конкурентоспособности отечественных хозяйственных субъектов на мировом и отечественном рынке
2. Факторы, обеспечивающие процесс расширенного воспроизводства 1. Создание общих условий развития хозяйственной системы.
2. Стимулирование долгосрочного экономического роста.
3. Формирование оптимального соотношения между базовым и пионерным секторами
4. Увеличение доли и значения пионерного сектора
5. Достижение эффективности в управлении государственным сектором
6. Достижение эффективности государственных инвестиций
7. Достижение эффективности в использовании государственных расходов (госбюджета)
8. Стимулирование развития науки и образования
3. Факторы, связанные с решением социальных проблем 1. Обеспечение рационального перераспределения доходов
2. Стимулирование интереса индивидуумов в получении образования и повышении квалификации
3. Стимулирование перевода технологии производства на использование интеллектуального труда
4. Развитие системы здравоохранения и увеличения времени трудовой активности населения

Выявленные факторы позволяют определить объекты государственного воздействия. К ним отнесем: первичные субъекты хозяйственной системы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы.
Совокупность указанных факторов и объектов государственного регулирования позволяет, в свою очередь, выбрать наиболее действенные инструменты регулирования процессов развития постиндустриальной системы. Набор применяемых инструментов может быть схож с используемыми в предшествующих системах, но будет иметь и различия. Это объясняется различием задач, которые ставятся перед государством в различных хозяйственных системах. Речь идет о применении правомочными государственными органами системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые образуют экономическую политику государства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Провалы» рынка и «провалы» плана» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові системи передачі даних
Формування звітних фінансових документів
Аудит амортизації необоротних активів
ЗАОЩАДЖЕННЯ ТА ІНВЕСТИЦІЇ В МЕХАНІЗМІ ГРОШОВОГО РИНКУ
Аудит адміністративних витрат і витрат на збут та інших операційн...


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 1248 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП