Цивилизации, цивилизованные и нецивилизованные сообщества
До сих пор в наших рассуждениях относительно развития экономики фигурировали эпохальный, стадиальный и формационный подходы. Однако ни один из них не улавливает одного очевидного различия между хозяйственными системами. Возьмем эпоху разделения труда, например аграрную стадию, рабововладельческую формацию. Почему эпоха, стадия, формация одна и та же, но один народ достигает при этом высочайшего уровня богатства и прогресса, а другой прозябает в нищете и убожестве? Этот пробел в нашем понимании развития продукта восполнит так называемый цивилизационный подход. Разделим все сообщества на цивилизации, цивилизованные и нецивилизованные сообщества и определим каждое из них и их взаимоотношения. Историко-логическая динамика цивилизаций представлена в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Эпоха разделения труда (особенный продукт) Аграрная стадия Индустриальная стадия Постиндустриальная стадия Единичное разделение труда — доминирование общины Особенное разделение труда — доминирование национального государства Всеобщее разделение труда — доминирование мирового хозяйства Аграрные цивилизации (основа — община) Индустриальные цивилизации (основа — национальное государство) Постиндустриальная цивилизация (основа — мир в целом)
Рассмотрим динамику цивилизаций на аграрной и индустриальной стадиях развития продукта, соответствующих эпохе разделения труда. Эпоха до разделения труда, как Вы помните, характеризовалась наличием экономических первобытных культур, которые были самодостаточны и не связаны между собой. Ведь продукты эпохи до разделения труда единичны. Мы также помним, что культура противоречива. Будучи устойчиво воспроизводящимся способом производства и потребления определенного продукта, культура и повышает и понижает эффективность хозяйства. Таким образом, эпоха до разделения труда — это эпоха экономических культур. Если некое сообщество людей дошло в своем развитии до разделения труда, то само собой понятно, что оно обладает какой-то своей экономической культурой. Поэтому в эпоху разделения труда ставить вопрос, обладает ли данный народ культурой бессмысленно. Зато в эпоху разделения труда уместен другой вопрос: насколько то или иное людское сообщество цивилизованно? Ведь разделение труда ведет к тому, что культуры вступают в отношения. А вступив в отношения начинают выяснять, кто более культурен, а кто менее. Как известно первое крупное разделение труда произошло при выделении племен, занимающихся преимущественно скотоводством, и преимущественно земледелием. Несмотря на то, что в отдельных регионах (Казахстан, Монголия, Аравия, Сахара) кочевнические скотоводческие общества дожили почти до нашего времени, «нет оснований утверждать, что в процессе исторического развития они претерпели сколь-нибудь существенную социально-экономическую трансформацию» . Кочевнический путь развития исчерпывает себя еще в древности, и в этом смысле его следует признать тупиковым. Предпосылок для выхода на новую, следующую ступень развития в обществах подобного типа не складывается. Совершенно иные перспективы открывались перед обществами земледельческой ориентации. Некоторые из них (в основном связанные с типом тропического клубне-корнеплодного земледелия) быстро исчерпали возможности развития, представлявшиеся их хозяйственно-культурным типом, и не подошли к созданию раннецивилизационных систем. Однако другие, прежде всего связанные с зерновым земледелием (пшеница, рис, кукуруза и пр.), вышли на цивилизационный уровень двумя основными путями, которые, считаясь с традиционной терминологией, можно называть восточным (плановым) и западным (товарным). На рис. 8.1 показано, что культуры, сложившиеся в эпоху до разделения труда в процессе развития становятся цивилизациями, цивилизованными или нецивилизованными странами. Критерием цивилизованности является степень приближения особенного продукта к всеобщему. Если первобытность — это эпоха единичного продукта, то эпоха разделения труда — это эпоха особенного продукта. Тогда эпоха после разделения труда — эпоха всеобщего продукта.
Рис. 8.1. Трансформация экономических культур
Основной смысл эпохи разделения труда — сведение особенного продукта к всеобщему, что проявляется в отношении базового и пионерного продуктов. Мы уже выяснили ранее, что процесс разделения труда в своей основе имеет следующее: пионерный продукт по мере его освоения производится сначала в необходимом, а потом и в прибавочном количестве и постепенно входит в структуру необходимых потребностей общества. Как только пионерный продукт доходит до такого состояния, он превращается в базовый, от которого отделяется новый пионерный продукт. Вышеизложенное позволяет определить понятие цивилизации — это та страна (группа стран), которая в определенную историческую эпоху производит основную массу пионерных продуктов мирового уровня. Рассмотрим отношение между цивилизациями и остальными странами с помощью рис. 8.2.
Рис. 8.2. Отношение цивилизации к остальным сообществам
Данный рисунок показывает, что цивилизация может существовать при условии безвозмездного присвоения прибавочного продукта, произведенного остальными странами. Так прибавочный продукт (DAE) направляется на восполнение нехватки ресурсов у цивилизации (ENB), который возникает по двум, выясненным ранее, причинам: пионерные продукты не входят в комплекс жизнеобеспечения и не позволяют в процессе их потребления восстановить израсходованные факторы; данные продукты производятся в количестве, недостаточном для восстановления израсходованных факторов. Страна, не участвующая в производстве базового прибавочного продукта и не поставляющая его для нужд цивилизации, «выпадает» из данной классификации и является просто замкнутой экономической культурой. На рис. 8.2 сектор ОАЕМ обозначен как остальные страны. Понятно, что эти «остальные» включают в себя цивилизованные и нецивилизованные страны (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Деление ресурсной периферии на цивилизованные и нецивилизованные сообщества
Можно выделить ряд критериев, лежащих в основе деления всех стран мирового сообщества на цивилизованные и нецивилизованные. Степень базовости производимых продуктов. Чем больше степень базовости производимых продуктов, тем более тяготеет экономика к нецивилизованным странам. На рис. 8.3 наиболее базовые продукты производят сообщества, расположенные на отрезке OG. Сегодня это нефть, газ, круглый лес, бананы и т. д. Уровень базовости приобретаемых у цивилизации продуктов. Чем выше уровень базовости приобретаемых у цивилизации продуктов, тем ближе экономика к нецивилизованным странам. На рис. 8.3 страна–цивилизация представлена упрощенно — как производитель исключительно пионерных продуктов. На практике, конечно, цивилизация обладает собственным базовым сектором хозяйства. Именно собственный базовый сектор выступает полигоном, на котором осваиваются и доводятся пионерные продукты (рис. 8.4).
Рис. 8.4 Отношение базового и пионерного секторов в стране-цивилизации
На рис. 8.4 сектор OBCD — это базовый сектор цивилизации, а DCEK — пионерный. Пионерный сектор цивилизации большой, т. к. питается ресурсами не только своего базового сектора, но и ресурсами других стран. Страна, расположенная на отрезке ОM (рис. 8.3), может покупать у цивилизации продукты, производимые субъектами расположенными на отрезке ОК (рис. 8.4). Если покупается продукция, производимая субъектами расположенными около точки D (рис. 8.4), то страна цивилизованная. Она покупает у цивилизации либо базовые продукты высокой степени пионерности (область LFCD), либо пионерные продукты (область DCQM). Чем менее цивилизованна страна, тем больше продуктов будет приобретено из области OBFL (рис. 8.4). Причем в покупающей стране (в силу ее нецивилизованности) эти базовые продукты цивилизации будут восприниматься как пионерные. Анклавность развитого сектора в экономике нецивилизованной страны. Допустим цивилизация, в порядке осуществления иностранных инвестиций, построила в отсталой стране завод по переработке отходов своей деятельности. Завод оборудован по последнему слову техники. Это, конечно, не пионерное производство, но для жителей нецивилизованной страны он — воплощенный прогресс. Однако наличие этого предприятия не делает страну, где он размещен, цивилизованной. Ибо, несмотря на новейшие технологии и просвещенный менеджмент, это производство составляет 1 % в экономике страны и представляет собой анклав цивилизованного мира в девяносто девяти процентах нецивилизованности. Нецивилизованные страны часто обладают отсталыми низкопроизводительными средствами производства и неквалифицированной рабочей силой. Это ведет к тому, что на единицу затрат они производят слишком маленький результат (ресурсоотдача базового сектора низкая). Цивилизованные же страны вырабатывают определенные стандарты благосостояния, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д., которые служат индикаторами цивилизованности. Нецивилизованной стране с ее низкой продуктивностью не хватает средств для поддержания указанных сфер на уровне стандартов цивилизованных стран. Все названные четыре критерия, по-разному сочетаются в каждой стране, делят их на цивилизованные и нецивилизованные.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цивилизации, цивилизованные и нецивилизованные сообщества» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»