ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

Исходная типология хозяйственных систем
Какая очередная задача стоит перед первобытным человеком? Сначала он научился производить и потреблять продукт в принципе, затем он освоил количественное измерение продукта. А теперь ему надо соединить качественные и количественные характеристики продукта. Что это означает практически? Процесс производства и потребления продукта означает сведение человеком единичных и особенных формаций природы ко всеобщим условиям жизни человека. Чтобы трансформировать конкретное вещество природы и сделать его пригодным для своих нужд, человек должен создать способ такой трансформации или, иначе, способ производства и потребления конкретного продукта. Чтобы такой способ создать, человек силы природы превращает в свои, производительные и потребительные силы. Таким образом, получается, что хозяйственная деятельность человека складывается из а) комплекса природно-климатических условий (единичные и особенные формации природы) и б) системы производительных и потребительных сил. При этом Вы, видимо, уже поняли, что освоение производительных и потребительных сил, пригодных для воздействия на данное вещество природы, делает и вещество природы и эти освоенные силы моментами единого движения продукта.
Продукт необходим определенного качества и в определенном количестве, которые находятся, естественно, в единстве. Для обеспечения качества продукта, человеку нужны производительные (и потребительные) силы. Для регулирования количества — производственные отношения. Значит, чтобы получить продукт целиком, нормальный и законченный, нужно единство производительных сил и производственных отношений. Однако это единство в условиях производства и потребления единичных продуктов само единично.
Мы называем продукт единичным потому, что производство и потребление одного продукта пока существенным образом не связано с другим. Значит, каждый единичный продукт — это какие-то новые, индивидуальные природные условия, и человек каждый раз ищет новый способ воздействия на природное вещество значит и экономические отношения он выстраивает каждый раз новые. Что же это за отношения?
В едином продукте у нас выявились моменты базовости и пионерности. Это пока всего лишь моменты. Это, еще не специализированные базовые и пионерные продукты. Такие специализированные продукты появятся только в эпоху разделения труда. И тем не менее, если эти моменты возникли, значит они есть в производительных и потребительных силах и в экономических отношениях.
Моменты базовости и пионерности сочетаются в первобытном продукте совершенно хаотично. То преобладает базовость, то пионерность (рис. 4.6). На рис. 4.6. линия ВЕ отражает определенный уровень производства и одновременно фиксирует соотношение моментов базовости и пионерности в производимом продукте. У субъектов (S), расположившихся на отрезке ОL доминирует базовость, у субъектов на отрезке LE′ — пионерность.


Рис. 4.6. Изменяющееся соотношение моментов базовости
и пионерности в производимом продукте

Мы видим, что линия ВЕ смещается или в положение В′Е′ или В′′Е′′.
Смещение в положение В′′Е′′ означает, что момент базовости усиливается: продукт обычный, условия его производства стабильны, технология налажена. Поэтому, как видно на рис. 4.6 все субъекты хозяйства (S) за исключением последнего способны производить этот продукт и в необходимом и в прибавочном количестве. Что это означает с точки зрения экономических отношений? Это означает что, при прочих равных условиях, в такой общине вызревают потенциальные рыночные отношения. Если условия производства стабильны, значит результат производства зависит только от Вашего старания и умения. Если Ваш продукт оказался маленьким, то это не из-за того, что какая-то внешняя непредвиденная стихия помешала, а из-за того, что Вы сами были недостаточно трудолюбивы и предприимчивы. То есть, Ваш результат начинает постепенно связываться с Вашими же затратами. Это, конечно, еще не частная собственность и рыночный обмен, но это частная собственность и рыночный обмен в зародыше. Назовем этот зародыш будущего капитализма товарностью.
Теперь представим, что луч ВЕ сместился в положение В′Е′. Это означает, что момент пионерности в продукте резко возрос. Половина производящих субъектов не окупает результатом (КСЕ′) своих затрат (КСЕ′′Е′). Что делать с этими людьми? Если последовательно проводить рыночный принцип, то производящие родственники, расположившиеся на отрезке ОК, должны были бы сказать: «Подыхайте от голода во имя свободы и демократии». Но такое поведение нерационально. Ведь момент пионерности в первобытном продукте действует, как мы уже говорили, хаотически. Поэтому, сегодня он обрушился на субъектов KЕ′, а завтра обернется бедствием для субъектов ОК. А так как субъекты KЕ′ к этому времени уже мертвы, то субъектам ОК никто не поможет. Поэтому все субъекты данной хозяйственной системы (ОЕ′) представят свои индивидуальные затраты и результаты старейшине рода. Старейшина сведет все индивидуальные затраты и результаты в единые (ОАЕ’’Е’ и ОВ’Е’), соотнесет их и на этой основе возместит затраты каждому производителю независимо от его индивидуального результата. Понятно, что здесь нет даже в зародыше ни индивидуальной частной собственности, ни рынка. Но тогда, какие же экономические отношения здесь в зародыше есть? Здесь есть в зародыше государственная собственность и планирование. Но так как здесь все это есть только в зародыше назовем этот зародыш планомерностью.
Таким образом, экономические отношения с самого начала своего существования выступают в форме товарности и планомерности. Товарность — это потенциальный рынок, планомерность — потенциальный план. Там, где в продукте преобладает момент базовости возникает товарность, где преобладает момент пионерности — возникает планомерность.
Кроме моментов базовости и пионерности на товарность и планомерность влияет второй важный фактор — делимость продукта. Мы уже изучили вопрос о том, что любой продукт, это часть и агрегат частей. Так вот, есть продукты, которые скорее складываются в агрегаты из частей, и есть продукты, которые делятся на части как единый агрегат. Допустим, родовая община живет тем, что ловит зайцев. Чтобы получить агрегированный продукт, достаточный для пропитания общины, надо поймать много зайцев и сложить в кучу. Противоположная ситуация: община ловит мамонтов. Пойманный мамонт — единый агрегат, который потом надо разделить на много частей.
Простой вопрос — зайцев эффективнее ловить в одиночку или коллективно? Даже не будучи первобытным охотником, можно понять, что индивидуально. Поэтому, если община живет зайцами, то в ней начнут преобладать индивидуальные формы охоты. Следовательно, появляется возможность оценить индивидуальный результат и индивидуальные затраты, понять, кто — хороший охотник, а кто — лентяй. Значит зайцы, как делимая продукция, создают предпосылки для товарности.
А мамонтов как легче ловить в одиночку или совместно? Здесь вопрос вообще риторический. Только совместно. Мамонт — такая неделимая продукция, которую можно производить и потреблять только коллективно. Значит, мамонты будучи неделимым продуктом, создают условия для планомерных экономических отношений.
Объединим изложенное на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Простейшая типология хозяйственных систем

На рис. 4.7 сочетаются базовость — пионерность и делимость — неделимость продукта. Получается четыре основных сочетания этих характеристик производительных и потребительных сил. Эти четыре сочетания дают разные типы экономических отношений.
Первый тип — люди производят базовые и делимые продукты. Здесь цветет древняя примитивная товарность.
Третий тип — продукт пионерный и неделимый. Здесь абсолютная почва для планомерности.
Второй и четвертый тип — смешанная экономика.
Что такое товарность? Когда появляются первые зачатки общественного разделения труда, товарность означает обмен товара на товар. Мешок зерна обменивается на оленью шкуру. Мешок зерна — это товар, оленья шкура выражает его стоимость, но в ценовой форме. В форме затрат и результатов относящихся только к этому мешку. Поэтому товарность в простейшей форме — это отношение товара к его цене.
Но мы говорили о товарности до всякого обмена. Где там отношение товара к его цене? Заяц, пойманный общинником на свой страх и риск — это потенциальный товар. В дальнейшем общинник получит возможность обменивать его на бусы.
Индивидуальная стоимость затрат, осуществленных общинником в связи с поимкой зайца и стоимость результата (полезность зайца), и есть древнейшая основа будущей цены зайца. Сейчас же охотник как товарный производитель, обменивается зайцем с самим собой как товарным потребителем, обменивает он зайца на порцию своей рабочей силы, произведенной в потреблении.
Что такое планомерность? Старейшину, который руководит коллективной поимкой мамонта, не интересует сколько труда потрачено на хобот и сколько на хвост. Его интересует совокупный объем затрат общины на всего мамонта и совокупный объем полезности (стоимости результата) мамонта. Объем мамонта он дезагрегирует в номенклатуру ресурсов, которые возместят затраты труда каждого общинника. Затем произведенную номенклатуру рабочей силы он агрегирует в объем рабочей силы, необходимой для ловли нового мамонта.
Поэтому планомерность — это отношения номенклатуры к объему. На место товара заступит номенклатура, на место цены — объем, на место обмена товаров — дезагрегирование объема в номенклатуру и агрегирование номенклатуры в объем.
Если объективная сторона продукта развилась до определений планомерности и товарности, значит, и субъективная сторона должна приобрести соответствующие характеристики.
Мамонтоловам и зайцеловам для успешной деятельности нужны разные системы субъективных оценок. Непосредственным условием успеха мамонтоловов является слаженность действий. Поэтому влечение к индивидуальному успеху и личная инициатива оказываются фрустрированными. Против комплекса неприятных ощущений образуется психологическая защита. В качестве наиболее вероятного варианта защиты является проекция подавленного стремления к индивидуальному успеху и инициативе на старейшину. Подчиненные ему сородичи наделяют его этими качествами сверх меры и восхищаются им. Старейшина становится для них символом запрещенного индивидуального успеха и инициативы.
Соответственно, мотивы производства (мотив результата и мотив затрат) приобретают для мамонтоловов смысл лишь как совокупные. Ценен лишь общий результат (мамонт как целое) и общие затраты. Мы имеем дело с объемной мотивацией. Или, если мыслить шире, объемные мотивы являются моментом планомерной системы мотивации. Планомерность в субъективном смысле состоит в том, что рассматриваемое сообщество людей оказывается психологически не адаптированным к условиям, когда необходима индивидуальная инициатива и успех. Индивидуальная инициатива превращается в дикий произвол индивидуальности и поэтому подавляется.
Соответственно и мотивы потребления начинают приобретать объемный характер. Ценным является лишь производство совокупной рабочей силы и совокупная экономия ресурсов потребления. Стремление к достижению особых успехов в производстве только себя самого фрустрируется. Точно также подавляется индивидуальная экономность в расходовании ресурсов потребления. Тем самым формируется установка делиться с теми, кто лишен нормальных ресурсов для производства рабочей силы.
Совершенно иная система оценок производимого и потребляемого продукта складывается у зайцеловов. Здесь, наоборот, стремление к слаженности и коллективности действий фрустрировано и сформирована психологическая защита. Зато активно работает установка на индивидуальный успех и предприимчивость.
В сфере производства актуализированы мотивы индивидуального результата и индивидуальных затрат. В сфере потребления тоже актуализированы мотивы производства своей собственной рабочей силы. За производство других никто ответственности не несет, и ценности чужая рабочая сила не представляет. Соответственно, и экономия ресурсов потребления носит индивидуальный характер. Делиться с кем-либо — значит, быть неэкономным.
Таким образом, мы можем констатировать, что двум моментам объективного продукта соответствует два момента субъективного продукта — планомерная и товарная мотивации человека.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исходная типология хозяйственных систем» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Теорема іррелевантності
Странный карандаш
Дисконтований період окупності
Інвестиційні можливості
Затвердження


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 769 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП