Этапы становления товароведения как научной дисциплины
Возникновение товара как предмета обмена обусловило необходимость его изучения и описания. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их производство. Дальнейшее развитие производственных отношений повлекло за собой и развитие товароведения, которое можно разделить на три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий. Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления капитализма как общественной формации. Этот период длился с середины XVI до начала XVIII в. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей — к расширению области их распространения. С возрастанием значимости сферы товарного обращения и усложнением ее функций возникает необходимость в квалифицированной информации о товарах, особенно редких, так называемых «заморских», которая знакомила бы покупателя с назначением и свойствами этих товаров и формировала покупательский спрос. Задачи товароведения на этом этапе развития торговли сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. Первая кафедра товароведения, которая была учреждена в 1549 г. при Падуанском университете, занималась описанием таких редких и специфических товаров, как растительные и животные фармацевтические средства. В числе первых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в свет в 1575 г. и переизданную в 1610 г. В книге ставилась цель «како молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные». На товароведно-описательном этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без систематизации. Однако были попытки более углубленного изучения товаров. Примером такой работы служит книга М.Себициуса (издания 1630 г.), в которой дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов увеличения сроков хранения фруктовых соков в результате нагревания. Товароведно-технологический этап развития товароведения длился с начала XVIII до середины XX в. Он совпал с периодом развитого промышленного производства, который сопровождался бурным развитием производительных сил и повышением потребностей, расширением функциональных свойств товаров и географии их производства. Произошел переход от описания товаров к исследованию влияния факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, разработке методов исследования показателей качества и т.д. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины. Большое значение в развитии товароведения имела публикация в 1756 г. книги И.Г.Людовицы «Основы полной торговой системы» (Германия). В этой работе изложены основы товароведения как области научных знаний. Автор впервые определил предмет и содержание товароведения: «Предмет товаропознания — в особенности есть познание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление, а также на знания суть лучшие сорта и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно». В XVIII—XIX вв. товароведение использует смежные науки (химию, физику, биологию, агрономию), которые в этот период начинают интенсивно развиваться. Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф.В.Зуева, А.Т.Болотова, Н.Я.Озерецковского, Б.А.Энгельмана, М.Г.Левковича и др. В этих работах рассматриваются химические методы товароведных исследований, а также способы переработки и хранения потребительских товаров. В этой связи необходимо упомянуть также работы Д. И. Менделеева по способам рафинации этилового спирта, В.Левшина по способам обработки и хранения растительных масел, Л.Пастера, установившего причины порчи пищевых продуктов вследствие ферментативных процессов, и др. Разработка объективных методов оценки потребительной стоимости товаров потребовала раскрытия материальной природы отдельных потребительских свойств на уровне сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и установления между ними количественных связей. Результаты этих исследований явились мощным средством совершенствования технологии производства и переработки товаров, повышения их потребительной стоимости. Одним из основоположников отечественного научного товароведения является профессор Казанского и Московского университетов М.Я.Киттары. В книге «Публичный курс товароведения» (1860) он впервые изложил научные основы товароведения (предмет и содержание курса, классификация товаров, свойства товаров и др.). Учебный курс товароведения М.Я. Киттары разделил на две части: общую, в которой рассматривались общие теоретические вопросы товароведения, и частную, где рассматривались отдельные группы товаров. М.Я.Киттары написал ряд ценных для того времени работ: «Лекции о кожевенном производстве», «Солдатский сапожный товар», «Выделка сапожного товара, его свойства, раскрой и приемка», «Очерк современного положения и нужд русской мануфактурной промышленности» и т.д. Он занимался вопросами сушки пищевых продуктов, спиртового брожения. За рубежом в 1878 г. выходит многотомный труд И. Бёнига «Химия пищевых и вкусовых продуктов человека», который приобрел широкую известность и использовался в руководствах по товароведению. Дальнейшее развитие отечественного товароведения на товароведно-технологическом этапе связано с именами П. П. Петрова и М.Я. Никитинского. В 1906 г. под их редакцией вышел фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии» в двух томах (том I включал в себя сведения о промышленных товарах, том II — о продовольственных). Этот учебник неоднократно переиздавался. Шестое (и следующие) издание называлось «Товароведение». Основное внимание в этом учебнике уделялось изучению свойств сырья и материалов, методов их исследования, а также изложению основ технологии. Развитие товарного обращения повлекло необходимость в специалистах, знающих технологию производства и организацию торговли. Их подготовкой занялись специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. Первое коммерческое училище было открыто в России в 1772 г. в Москве. Особое место в постановке и развитии товароведения сыграло его преподавание в Московской практической академии коммерческих наук, среднем учебном заведении, открытом в 1810 г. В этой академии был впервые в России организован товарный кабинет (1827), введены практические занятия по товароведению. В академии работали основоположники научного товароведения М.Я.Киттары (1825-1880), П.П.Петров (1850 — 1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924). Дальнейшее развитие товароведения связано с организацией в России высшего коммерческого образования. В 1902 г. в Петербургском политехническом институте было образовано экономическое отделение, при Донском политехническом институте в 1907 г. — коммерческое отделение, которые представляли собой переходную форму к специальному высшему коммерческому учебному заведению. В 1906 г. в Москве были открыты Высшие коммерческие курсы, которые в 1907 г. были переименованы в Московский коммерческий институт. В 1918 г. на базе этого института был создан Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, который в 1991 г. переименован в Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. Постановка преподавания товароведения в Московском коммерческом институте и разработка необходимых учебников происходили под руководством профессоров Московского института народного хозяйства — П. П. Петрова, Я.Я. Никитинского, Ф.В.Цереветинова и др. Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е гг. XX в., когда произошло примерное разграничение объектов товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную науку. Товароведение как самостоятельная дисциплина перестает детально изучать сырье, материалы и технологию производства товаров, а занимается дальнейшим раскрытием сущности потребительной стоимости, разработкой методов количественной оценки отдельных потребительских свойств товаров и потребительной стоимости в целом с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров. На этом этапе в две самостоятельные дисциплины выделяются товароведение продовольственных и непродовольственных товаров. В 1933 г. в СССР выходит учебник М. С. Бродского и Г. Р. Корека «Основы товароведения», который можно считать первым учебником товароведно-формирующего этапа. Авторы учебника отмечают самостоятельную роль товароведения как науки, подчеркивают необходимость разработки теоретических основ товароведения, уделяют особое внимание вопросам качества, разработки методов оценки качества и т.д. Переход к рассмотрению свойств и ассортимента готовых изделий (металлических, силикатных, текстильных и кожевенно-обувных) был начат с выхода в 1938 г. четырехтомного учебника по товароведению промышленных товаров под редакцией профессоров А.И.Августинника и А.А.Воскресенского. В 50 —60-е гг. XX в. выходят учебники по товароведению отдельных групп товаров. Одновременно с учебниками издается справочная литература, активно используемая в торговле. Были изданы многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968, 1980 и 1987—1988), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в трех томах (1970, 1982, 1988). В этот период большой вклад в развитие товароведения продовольственных товаров внесли Ф.В.Цереветинов, В.С.Смирнов, Н.И.Козин, А.А.Колесник, В.С.Грюнер, Г.С.Инихов, В.Г.Сперанский, М.А. Габриэльянц. В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н.А.Архангельский, Н.В.Чернов, М.Е.Сергеев, Н.И.Егоркин, Г. И.Кутянин, Н.С.Алексеев, В.Г.Зайцев, С. С. Палладов и др. Под их руководством были проведены работы в области товароведения продовольственных и непродовольственных товаров, позволившие исследовать структуру потребительских свойств, суммировать данные о факторах, влияющих на качество товаров, и методах оценки показателей качества. Товароведение как научная дисциплина получила распространение в мировой практике. Учебники по товароведению издавались во многих странах. Наибольший интерес представляет книга профессора Г. Грундке «Основы общего товароведения» (ГДР). Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики акцентирует внимание на проблемах качества. Основной специалист, способный управлять качеством — товаровед. Создание новых товаров по принципиально новым технологиям обязывает товароведа изучать эти товары, определять влияние факторов производства на их свойства. Меняется структура международной торговли. Тенденции международной торговой политики влияют на импортируемые и экспортируемые товары. Таким образом, знания в области международной торговли, а также знание критериев таможенной оценки товаров необходимы современному товароведу. Подготовкой товароведов занимаются более 40 высших и средних учебных заведений. Их выпускники работают не только в сфере торговли, но и в таких областях деятельности, как производство товаров, таможенное дело, сертификация, стандартизация, внешнеэкономическая деятельность, экспертная деятельность и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этапы становления товароведения как научной дисциплины» з дисципліни «Теорія товарознавства»