Сравнительный подход и источники ценовой информации
Наиболее общим подходом в оценке, предназначенным для продукции, которая выпускается в массовых количествах и для которой имеется сложившийся рынок и данные по конкретным сделкам или ценам предложения, является сравнительный подход. Сравнительный подход заключается в определении стоимости объекта по ценовой информации об аналогичных объектах и реализуется в методах прямого сравнения и статистического моделирования Цены. Метод прямого сравнения состоит в том, что для оцениваемого объекта подбирается один или несколько аналогов, для которых известны цены из каталогов (прайс-листов) или по итогам коммерческих сделок. Цена аналога корректируется с учетом различий в главных параметрах ив зависимости от наличия добавочных устройств (для оборудования) — с помощью коэффициентов и поправок. 9-568 258 Глава 1§
Окончание табл. 12.2 Товар Ед. изм. Источник информации [дяюминиевые сплавы (D 12S; Н 308,1; D 1226); сурьма 99,6%; висмут 99,99%; кадмий 99,95%; кобальт 99,3%; индий 99,97%; магний 99,9%; ртуть 99,99%; молибденовый концентрат 57%; титановая губка 99,6%; вольфрамовый концентрат 65%; глинозем; сталь тонколист. х/к; сталь сортовая Уголь коксующийся, уголь энергетический; хлопок средневолок-нистый 1 сорт; кукуруза американская; соя-бобы; соевый шрот, 44% протеина Пшеница продовольственная т т т Средние справочные цены западно-европейских экспортеров. Источник — «Metal Bulletin». ФОБ страны поставщика Средние цены Канадской, Европейской, Американской бирж Биржевые котировки Американских бирж В табл. 12.3 приведена схема составляющих цены бриллианта1 (без учета налогов). Таблица 123 Составляющие цены бриллианта 10% Цена алмаза — сырье 10-15% Цена оптовой перепродажи 3-4% Стоимость огранки 6% Источник происхождения (прииск) 15% Качество бриллианта 50% Прибыль конечного реализатора бриллианта Рассмотрим формулу для расчета остаточной стоимости автомобилей2 методом прямого сравнения. В качестве исходной ценовой информации могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, автосалонов, автоцентров и т. д.), периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т. д. Рас- Трачумс В., Арон И., Якубеиков Ю. Золото, серебро, бриллианты, бизнес: -^Писание и краткий справочник по ювелирному делу. — Рига, 1997. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния (регистрационный номер Р-03112194-0376-98). чет C^zf при использовании метода прямого сравнения проводится по формуле
щеСгтд — r-е значение рыночной стоимости подержанного транспортного средства на дату оценки в полученной выборке, тыс. p.; k -объем выборки значений стоимости подержанного транспортного средства. Значение стоимости, рассчитанное по формуле, принимается при условии, что выборка значений стоимости транспортного средства однородны. Совокупность значений стоимости в выборке считается однородной при значении коэффициента вариации не более 0,3. Метод статистического моделирования цены предполагает разработку математической модели расчетной цены продукции. Он реализуется двумя способами: путем расчета по удельным ценовым показателям и с помощью корреляционных моделей. Расчетная цена Рр по удельным показателям при учете одного параметра определяется по формуле: рр = руз х Х> где Руд — цена, приходящаяся на единицу параметра X. Рассмотрим метод статистического моделирования цены по удельным показателям при учете одного параметра на примере нефти. В соответствии с принятой международной практикой, используемой при торговле нефтью, ее потребительскую ценность определяют в за* висимости от плотности и содержания серы. Стоимость нефти тещ выше, чем меньше значение этих показателей. Когда необходимо оценить нефть на основе биржевой котировки, рассчитывают ее стоимость по отношению к маркерному сорту, стЯ имость которого приведена в котировке. Для европейского рынка таким маркерным сортом является нефть Brent Северного Моря. В результате анализа ценовой информации за 1999 г. было найдено1, щ коэффициент изменения ценности испытуемой нефти при изменений плотности на 1 кг/м3 равен 0,24% от цены маркерной нефти. Этот ко* эффициент давал достаточно точные данные по стоимости нефти, поэтому вторым показателем - содержанием серы - можно было пренеб- 1 Мостовой Н., Хохлов А., Цодиков Ю. Перед тем, как смешать//Нефть Россия 2000. № 3. Цена и стоимость товара 261 речь. Найденное значение справедливо для интервала плотностей примерно 830-870 кг/м3. Установленная зависимость описывается следующей формулой: Агентство Piatt's в 1999 г. дает для смеси Urals плотность 32,5° API, а для нефти Brent плотность 38,5° API. Рассчитаем разницу в стоимости за тонну нефти. Пусть биржевой котировкой стоимость нефти Brent установлена в N долларов за тонну. Переведем плотность в градусах API в относительную плотность (о. п.) по формуле: Относительная плотность нефти Brent составит 0,8324, Urals - 0,8628. Это соответствует абсолютным значениям плотностей 832,4 кг/м3 и 862,8 кг/м3 соответственно. Если цена маркерной нефти Brent равна N, изменение цены, приходящееся на 1 кг/м3, составит:
За единицу параметра X примем 1 кг/м3. При изменении плотности на 30,4 кг/м3 (862,8 - 832,4 = 30,4) параметр X изменится на 30,4 единицы. Таким образом, при увеличении плотности нефти на 30,4 кг/м3, ее стоимость снизится на 7,3% по отношению к маркерному сорту. Расчет с помощью корреляционных моделей предусматривает установление зависимости между расчетной ценой и основными потребительскими свойствами объекта Рр = ДПС) на основании анализа данных о фактических ценах продажи объектов определенной товарной группы. Метод расчета цены с помощью корреляционных моделей применяется в прейскурантах цен на цветные камни.1 Прейскурант цен на цветные камни состоит из базового прейскуранта, двух и более таблиц коэффициентов. Для камней 1-й группы чистоты вводится коэффициент формы, для александритов — коэффициент изменения цвета, для демантоидов — коэффициент дисперсии и т. д. Ружъев Ю. Новое в оценке самоцветов//Ювелирное обозрение. 2000. № 10.
262 Глава 1$ Пример. Прейскурант цен на аквамарин. При определении цены на аквамарин учитываются: • группа массы; • группа чистоты;1 • масса вставки; • оттенок; • тон; • насыщенность; • качество обработки. Базовая цена за 1 кар. в зависимости от группы массы и группы чистоты приведена в табл. 12.4. Таблица 12.4 Базовая цена аквамарина Базовая цена (ЦБ), $ за карат Группа Группа массы, караты чистоты 0,00-0,49 50-0,99 1,00-1,99 - 2,00-4,99 5,00-9,99 10,00-19,99 20,00-49,99 50,00 и выше 80 120 10 190 300 400 420 400 1 40 60 70 90 120 150 160 150 2 20 25 30 35 40 45 40 30 3 10 12 14 17 20 19 16 12 4 3 3,2 3,6 4 3,8 3,5 3 2,5 5 0,6 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 Коэффициент кабошона (КК) Влияния на цену камня его оттенка, тона и насыщенности учитываются с помощью коэффициентов снижения цены (табл. 12.5). Вставки в зависимости от качества обработки подразделяют на четыре группы: А (совершенная); Б (хорошая); В (удовлетворительная); Г (плохая). Группы качества обработки предполагают следующие скидки к прейскурантной цене вставки: А — 0%; Б — 5%; В — 10%; Г — 20%. Прейскурантная цена рассчитывается по формуле: Цп - ЦБ х М х Ко х Кт/н х Кко, 'ТУ 117-3-0761-7-00. I \енд и стоимость товара 263 Таблица 12.5 Коэффициенты оттенка, тона и насыщенности Коэффициент оттенка Коэффициент тона и насыщенности Описание оттенка Усл. обозн. Ко Тон Насыщенность
Очень зеленовато- оз-Г 0,6 4 0,2 0,35 0,7 1,0 голубой
Зелено-голубой 3-Г 0,4 5 0,25 0,4 0,75
где Цп — цена прейскуранта; ЦБ — базовая цена; М — масса вставки, кар.; Ко — коэффициент оттенка; Кт/н — коэффициент тона и насыщенности; Кко — коэффициент качества обработки. Стоимость вставки из аквамарина массой 3,8 кар., цвет умеренно зеленовато-голубой, средне-светлый, слабо насыщенный (уз-Г 4/2), группа чистоты — 2, группа качества обработки — Б будет равна: Цп = 90 х 3,8 х 0,8 х 0,35 х 0,95 = 91 ($). Глава 13 МАРКИРОВКА Маркировка — это любые слова, обозначения, торговые марки, фирменные знаки, иллюстрированный материал или символы, относящиеся к товару и размещенные на упаковке, документах, уведомлениях, этикетках, кольеретках или кольцевых ярлыках, сопровождающих данный товар. 13.1 ♦ Носители информации о товаре Примеры носителей информации о товаре приведены на рис. 13.1-13.3.
Маркировка 265
Бандероль — лента, как правило из бумаги, с текстом — выходными данными изделия, обернутая вокруг него.1 Бирка маркировочная — деталь различной формы и из различных материалов, прикрепляемая к заготовкам, полуфабрикатам и изделиям для нанесения служебной информации.2 Наклейка — вспомогательное средство упаковки, изготовляется из бумаги или полимерной пленки, служит как для размещения информации, так и в качестве контрольной марки, препятствующей вскрытию упаковки. Пломба — изделие из свинца или пластичного материала с оттиском печати, закрепляемое так, что без повреждения оттиска нельзя Классификатор ЕСКД. Определитель наименований деталей. — М., 1980. — 212 с. 2 Там же.
Рис. 13.3. Бирки, ярлыки, ценники, пломбы вскрыть опломбированную упаковку или изделие. Пломба навешивается на новое или отремонтированное изделие, крышки тары для контроля за вводом в эксплуатацию, потреблением, применением или открыванием. Табличка — деталь в форме пластины или диска с нанесенной на ней текстовой или графической информацией. Табличка прикрепляется к изделию, содержит отличительный знак завода-изготовителя, наименование изделия, номер и другую информацию. Эмблема — условное изображение какого-либо понятия. Этикетка — любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, напечатанная в виде трафарета, штампа, рельефа на единице упаковки, а также на листе-вкладыше или ярлыке, прикрепленном (прилагаемом) к каждой единице товара.1 Ярлык — изделие заданной формы, размеров и материала, предназначенное для нанесения маркировки и прикрепления к упаковке или товару. Синоним — бирка. Пример. Требования к маркировке верхних сорочек в соответствии с ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (см. табл. 13.1). Памятка по уходу должна быть приложена к изделиям, требующим дополнительного ухода, с не предусмотренными стандартом символами по уходу. Упаковочный ярлык применяется для маркировки группы изделий, упакованных в потребительскую тару, бумагу и связанных в пачку без упаковки. Реквизиты упаковочного ярлыка: товарный знак предприятия-изготовителя; наименование и местонахождение предприятия-изготовителя; наименование изделия; артикул изделия или номер по прейскуранту; номер модели; обозначение стандарта или ТУ на изделие; размеры; сорт; количество изделий в упаковке; цвет; номер упаковщика. В обязанность продавца, поставляющего оборудование, включается условие: представить при отгрузке товара комплект технической документации. Техническая документация требуется для обеспечения монтажа, правильной и своевременной наладки, пуска в эксплуатацию и для нормальной бесперебойной работы оборудования. Техническая Документация служит основанием для разбора претензий по качеству поставляемых машин и оборудования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сравнительный подход и источники ценовой информации» з дисципліни «Товарознавство»